К потраченным на Олимпиаду в Сочи 44 миллиардам долларов в ближайшие три года могут добавиться еще семь миллиардов. Такую цифру называет агентство Bloomberg, ссылаясь на источники в правительстве России. Если речь идет о поддержке всей инфраструктуры города, а не только об олимпийских объектах, это не так уж и много, полагает кандидат экономических наук Александр Соколов. В октябре прошлого года он защитил диссертацию о неэффективности госкорпораций, в том числе дирекции "Олимпстроя", и за два дня до открытия Игр к нему нагрянул ОМОН с обыском.
Неизвестно, входило ли в планы российского правительства шокировать иностранцев суммами, потраченными на Олимпиаду, но 44 миллиарда долларов действительно потрясли мир. Столько в спортивные состязания еще не вкладывало ни одно государство мира. Экс-губернатор Массачусетса Митт Ромни даже призвал Международный Олимпийский комитет законодательно ограничить траты принимающей Игры страны, видимо, чтобы Штаты в следующий раз не показались миру скупцами.
Тем временем, американское финансовое агентство Bloomberg со ссылкой на источники в российском правительстве сегодня сообщило, что названная ранее сумма — это не предел, так как по меньшей мере еще три года федеральному бюджету России придется содержать сочинскую инфраструктуру. На это потребуется около 7 миллиардов долларов, или порядка 60-80 миллиардов рублей в год. Сейчас в трехлетнем бюджете до 2016 года запланировано лишь по 2,3 миллиарда рублей на олимпийские объекты. Этого хватит, как пишет Bloomberg, только на оплату коммунальных расходов. России придется пересматривать бюджет и увеличивать дефицит.
Для сравнения, Канада на организацию зимних Олимпийских игр в Ванкувере потратила всего семь миллиардов долларов. А Греция, вложив 11 миллиардов долларов, до сих пор не может оправиться от кризиса и найти применение комплексу олимпийских объектов Hellenikon.
Изначально планировалось, что некоторые из сочинских олимпийских объектов после Игр будут разобраны и отправлены в другие регионы России. В Ставрополь, в частности, предлагалось переместить тренировочную ледовую арену для хоккея, однако сейчас краевой министр спорта заявляет, что демонтаж этого сооружения стоит дороже, чем строительство нового. Кроме того, пока не разграничена собственность объектов, которые отойдут министерствам и ведомствам России, бизнесу, вкладывавшему свои инвестиции, и Краснодарскому краю. Именно на будущих владельцев должно лечь бремя дальнейшего содержания олимпийской собственности.
Окупить расходы российские чиновники надеются за счет предполагаемого роста потока туристов, в устойчивости которого, впрочем, сомневаются даже в Российском союзе туриндустрии. Пресс-секретарь организации Ирина Тюрина заявила в комментарии Bloomberg: "Люди будут приезжать в Сочи в течение первых двух лет из любопытства, затем поток иссякнет. Государство систематически не продвигает Сочи как курорт, а это не менее важная задача, чем подготовка к Играм".
Пока в качестве поддержки популярности города Россия запланировала в нем июньский саммит "Большой восьмерки", октябрьские гонки "Формулы-1" и чемпионат мира по футболу в 2018 году.
Кандидат экономических наук Александр Соколов, защитивший в октябре прошлого года диссертацию о неэффективности государственных корпораций, таких как "Олимпстрой", "Роснано", "Росатом" и "Ростех", полагает, что 7 миллиардов долларов на следующие три года — не такая уж существенная сумма, если говорить обо всей новой инфраструктуре в Сочи, а не только об олимпийских объектах. Помимо лыжных трасс, трамплинов и катков, там были построены гостиницы, проложены сотни километров автомобильных и железных дорог, десятки мостов и тоннелей. "Если общие затраты были порядка 50 миллиардов долларов, то предстоящие траты не выглядят такими уж большими. Потребность на содержание составляет как минимум 10 процентов от стоимости объектов", — отметил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
Впрочем, сама стоимость построенного в Сочи, как доказал Александр в своем исследовании "Влияние рентоориентированного поведения на инвестиции российских государственных корпораций", была завышена как минимум в два раза по сравнению со средней стоимостью в группе аналогов. В 2,7 раза выросла первоначальная смета по семи олимпийским объектам, и в 3,9 раза — по Олимпиаде в целом. "Окончательная цифра по олимпийским объектам составила семь миллиардов долларов, если верить Владимиру Путину, который озвучил сумму в 214 миллиардов рублей. У властей есть все основания ввести общество в заблуждение по поводу того, как были потрачены бюджетные средства. Все зимние Олимпийские игры за последние 15-20 лет обходились в 2-3 миллиарда долларов, а зимние и летние в среднем обходились примерно в 4 миллиарда долларов", — поясняет исследователь.
"Те условия, которые были созданы для госкорпораций и, в частности, "Олимпстроя", огромные финансовые потоки, набор кадров по принципу лояльности, отсутствие общественного контроля привели к тому, что цель вывода средств превалировала над целью выполнения задач наиболее эффективными методами", — считает Александр Соколов.
В итоге Игры в Сочи стали самыми дорогими в мире, а потери от инсайдерского контроля составили от 18 до 27 миллиардов долларов. "Основное бремя затрат легло на граждан России", — резюмировал Соколов.
Диссертация была замечена. Автора проинтервьюировали ведущие мировые СМИ. Минфин дал положительный отзыв на научную работу. Генпрокуратура пообещала использовать результаты исследования в борьбе с коррупцией. Цитировала Соколова и российская оппозиция, в том числе Борис Немцов. Возможно, эта популярность в конечном итоге и сыграла с молодым ученым злую шутку.
За два дня до открытия Олимпиады в шесть часов утра к нему домой ворвались вооруженные омоновцы и произвели обыск с изъятием книг, рукописей и жесткого диска компьютера. Формально следственное мероприятие проводилось в рамках уголовного дела об экстремизме, который заключался в появлении в интернете видеоролика с выступлением офицера Кирилла Барабаша. "Я к этому ролику не имею никакого отношения, не размещал и не снимал. Видимо, это был просто повод для преследования, — подчеркнул наш собеседник. — И как мне стало понятно из беседы с оперативниками Центра противодействия экстремизму, истинным поводом было исследование о перерасходе средств и коррупционных потерь при подготовке Олимпийских игр в Сочи".
Пока Александр Соколов проходит по нему как свидетель. "Свидетель не обладает возможностями и правами обвиняемого, не может запрашивать материалы дела, предъявлять доказательства невиновности. Всего этого я лишен. До окончания следствия человека часто держат как свидетеля, потом предъявят обвинение, и он уже ничего не успевает сделать. Думаю, так может случиться и со мной". Это дело кандидат экономических наук считает своеобразной местью властей за научное разоблачение коррупции в Сочи.