Северный Кавказ - самый опасный регион России. Но у него есть свои лидеры и аутсайдеры по безопасности. В июне самым спокойным местом был Ставропольский край. В июле Фонд изучения электоральных процессов опустил русский регион в рейтинге из-за нескольких перестрелок. В итоге самой тихой республикой в федеральном округе оказалась Ингушетия, что далеко не бесспорно, но очень кстати ввиду сентябрьских выборов главы региона.
Статусом лидера по безопасности среди соседей по Северо-Кавказскому федеральному округу Ингушетию по итогам июля наделил Российский Фонд изучения электоральных процессов и электоральной политики. На своем сайте фонд не публиковал ни рейтинг, ни комментарии к нему, но экспертная группа Фонда, как и в прошлом месяце, поместила свои выводы в издании Weekjournal.ru.
Самой безопасной Ингушетия стала благодаря тому, что в других регионах СКФО ситуация усугубилась. Как пишут эксперты, "зафиксированы новые негативные тенденции" - расширился спектр угроз, нарастает социально-политическая дестабилизация, " которая усиливается конфликтами между кланами и группами местных элит, отягощенных не снижающимся уровнем террористической активности".
Лидер прошлого месяца - Ставропольский край - по сравнению с июнем потерял один балл по 10-бальной шкале и получил лишь 8 баллов. Этому способствовали несколько террористических атак, нехарактерных в целом для русского региона. 26 июня у села Сенгилеевское скутеристом были обстреляны сотрудники ГИБДД. Один погиб, второй был ранен. Нападавший скрылся, а через день был убит при попытке задержания в Ставрополе. Эксперты фонда отнесли этот случай в разряд участившихся на Кавказе нападений на сотрудников силовых структур, хотя здесь, в отличие от исламских республик, речь шла не о "джихаде" против "кафиров", а о банальном уголовнике с русской фамилией. Юрий Еремин, ставропольский таксист, вез в контейнере гранату и пытался сопротивляться досмотру.
Еще два теракта - взрыв у двери аптеки в Изобильном 21 июля и у дверей пятигорского участкового 31 июля также стали поводом для того, чтобы понизить рейтинг Ставропольского края.
При этом уровень безопасности Ингушетии остался таким же - 9 баллов - как и в июне, хотя на территории этого субъекта федерации в середине июля прошла полноценная спецоперация против террористов. В станице Нестеровская Сунженского района при проверке домовладения завязался бой между боевиками и спецназом. На следующий день там было обнаружено два обгоревших трупа. Это были тела Микаила Мусиханова (охранника лидера "Имарата Кавказ" Доку Умарова) и члена бандформирования Ибрагима Цисдоева. Впрочем, их ликвидация не помешала 31 июля неизвестным в Назрановском районе Ингушетии обстрелять сотрудников ГИБДД .
Северная Осетия осталась в июле при своих семи баллах, но угрозы в ней, как отмечают эксперты, более разноплановые. На ее территории "продолжается накопление неучтенного оружия преступными группировками". Подтверждением этому служит изъятие во время обысков 6 июля гранатометов, автоматов, пулеметов, тротиловых шашек, детонаторов, патронов и пистолетов. Кроме того, дважды в июле в Северной Осетии объявлялся режим контртеррористической операции (КТО), хотя боевых действий при этом не велось.
Зато в этой республике эксперты ФИЭП опять отметили высокий уровень "агрессивности бытовых конфликтов". Показательной стала драка на объездной автодороге села Веселое Моздокского района. Из-за вылетевших из-под колес "Жигулей" камней их владелец чуть не погиб, когда на него накинулись пассажиры пострадавшей "Тойоты-Прадо". У обеих сторон нашлись болельщики, которые чуть не устроили массовое побоище. Пришлось вмешаться полиции и членам национально-культурных обществ армян и осетин.
Карачаево-Черкессия так же оценена в 7 баллов, как и в июне. Экспертов насторожил коррупционный скандал вокруг ЕГЭ. Был задержан министр образования республики Борис Спиридонов, обвиняемый в получении взятки за успешную сдачу экзамена. "Разрушение коррупционной схемы", по мнению ФИЭП, может стать лишним фактором социальной напряженности. Еще один фактор - конфликт кланов и групп местных элит, "имеющий также этническое измерение".
Чечне эксперты снизили один бал - с 6 до 5 - за частые и преимущественно безуспешные перестрелки полицейских с боевиками. Кабардино-Балкарии они дали всего 3 балла, хотя действия правоохранительных органов республики сочли более эффективными, чем в Чечне. "Сохранение активности боевиков может со временем привести к такой ситуации, когда для успешного реагирования на них у правоохранительных органов КБР может просто не хватить необходимых ресурсов", - поясняют эксперты.
Дагестан, как и был, остался на последнем месте с двумя баллами. Там террористы действуют не только против представителей власти, но ставят целью "запугать массовое общественное мнение". В июле в республике произошла череда резонансных убийств - одного из основателей бойцовского клуба «Горец» Мусаила Алаудинова, корреспондента ИА «Кавказский узел» Ахмеднаби Ахмеднабиева, учителя начальных классов Абусупьяна Омарова. Было также совершено покушение на раввина Дербента Овадию Исакова. Все это происходило на фоне регулярных боестолкновений полиции с бандитами и взрывов.
Ингушетия, где основная борьба с ваххабизмом сосредоточена на личности имама Хамзата Чумакова, которого власти хотят лишить мечети, рядом с Дагестаном, пораженным фактически гражданской войной, выглядит неплохо. Но не стоит забывать, что именно там правозащитники регулярно заявляют о похищениях людей неизвестными в камуфляже, о подбрасываемом им оружии, о случайно убитых силовиками, перепутавшими адрес. В июле в Ингушетии был как минимум один случай ареста из-за подброшенного оружия и дважды со стороны властей оказывалось давление на тех, кто пытается вскрывать нелицеприятные факты о республике. Руководитель "Машр" Магомед Муцольгов обратился за защитой к президенту России, после того, как глава республики Юнус-Бек Евкуров обвинил общественную организацию в ухудшении имиджа региона. А чуть погодя был взломан и перестал работать "Независимый новостной блог республики Ингушетия "06_ingushetiya", а его автору неизвестные пригрозили физической расправой. Так что говорить о высоком уровне безопасности не приходится.
Зачем же эксперты ФИЭП приукрашивают ингушскую действительность? Объясняться это может очень просто. Фонд создан, как указано на его сайте, группой специалистов по PR-консалтингу и занимается, в числе прочего, "организацией и проведением избирательных кампаний всех уровней". В Ингушетии в сентябре пройдут выборы. Сегодня президент России представил на утверждение местному парламенту три кандидатуры на пост главы республики. С Евкуровым будут состязаться несопоставимо менее значительные депутат из Назрани от "Справедливой России" Урусхан Евлоев и вице-спикер Магомед Татриев. Реальных оппонентов у и.о. главы не будет, но соответствующий информационный фон к победе управлявшего республикой в течение пяти лет нужно создать, и рейтинг ФИЭП тут очень кстати.