Дагестан пару дней назад с удивлением узнал о приоритетных направлениях своего развития. 10 проектов, включая новый бренд республики, презентовала экспертная группа Булата Столярова. Был такой пресс-секретарь у Александра Хлопонина в бытность того красноярским губернатором. Потом он делал "Сочи - гостеприимным городом", для Волгограда за 8 миллионов писал проект национального центра "Победа". Пришел черед раскошелиться и Дагестану.
Врио главы Дагестана Рамзан Абдулатипов съездил в Чечню и с тех пор его не узнать. То завел страничку в Instagram с домашними фото, как Кадыров, то решил разрабатывать бренд обновленного Дагестана. Рекламные акции следуют одна за другой.
Заявление "время откатов прошло, кто этого не понял - просьба освободить должности" - из этой же серии имиджмейкерских находок. Потому что иначе как объяснить, что без всякого конкурса получила и исполнила заказ на разработку приоритетных для Дагестана проектов некая "экспертная группа GVA".
Ее руководитель Булат Столяров, презентовавший в Махачкале результат своей работы, представлял интересы Александра Хлопонина в Москве, когда тот был губернатором Красноярского края. Не исключено, что в доверие к Абдулатипову он вошел по протекции полпреда в СКФО, которому, кстати, разрабатывал проект северо-кавказского туристического кластера. К этому времени Столяров сколотил автономную некоммерческую организацию "Институт региональной политики", которая получила веское название IRP Group. Эта компания написала более 200 реализованных проектов в России и за рубежом, включая создание горно-металлургического кластера в Приамурье, инвестиционную стратегию Астраханской области, особую экономическую зону на острове Русский, организационную модель подготовки Игр Сочи-2014, программу постолимпийского Сочи "Наследие Игр" и программу "Сочи - гостеприимный город".
Такое портфолио должно, казалось бы, убедить Дагестан, что за республику взялись надежные специалисты. Но стоит посмотреть на проект северокавказского туркластера в самой горячей точке России, и сомнения не заставят себя ждать. Кроме того, IRP Group, как правило, получает заказы вне конкурсов, что тоже весьма подозрительно, ведь ее проекты стоят немалых денег. В Татарстане она писала стратегию до 2030-го года за 14 миллионов рублей. В Волгограде разрабатывала концепцию национального центра "Победа" за 8 миллионов рублей. И было бы за что платить, ведь содержание этих проектов сводится к новым огромным и часто неоправданным бюджетным тратам и нереалистичным инвестиционным вложениям.
В Махачкале Булат Столяров презентовал членам республиканского правительства сразу 10 приоритетных проектов развития республики. Три из них участники обсуждения объединили в один. Итого вышло восемь проектов: "Эффективное государственное управление"; "Безопасный Дагестан", "Новая индустриализация"; "Предприниматель - опора Дагестана"; "Антикоррупция", "Эффективное территориальное развитие", "Просвещенный Дагестан", "Бренд Нового Дагестана".
На последнем проекте Рамазан Гаджимурадович остановился особо. Он сразу же дал поручение и.о. министра строительства и ЖКХ Дагестана Сейфулаху Исакову вместе коллегой из министерства торговли и внешнеэкономических связей республики Юсупом Умавовым построить торговый дом "Дагестан". Он должен быть сдан в эксплуатацию в сжатые сроки - к сентябрю нынешнего дома. "Во многих вопросах нужно действовать революционным путём", - пояснил Абдулатипов.
Брендовым в Дагестане, по приказу Абдулатипова, должно теперь стать буквально все: архитектурный облик новых зданий, дизайн поселков. Но главное, как писал Булгаков, победить разруху в головах. "Надо коренным образом изменить мировоззрение, без этого не может быть модернизации и инновации, потому что всеми этими процессами управляет человек, от уровня подготовленности которого зависит реализация намеченных задач», - втолковывал врио своим подчиненным на презентации этих самых задач.
Экономическая общественность Дагестана услышала о 10 приоритетных проектах из СМИ. Ни один дагестанский ученый в их создании не участвовал, насколько это известно заведующему отделом структурных преобразований экономики региона Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергею Дохоляну.
"До публикации от РИА Дагестан я об этих проектах не знал и не слышал, чтобы кто-то из дагестанских экономистов (а мы друг друга более-менее хорошо знаем) участвовал в разработке этих приоритетов, - прокомментировал эксперт новость корреспонденту BigCaucasus. - И потом, надо отметить, что, судя по названиям, это не экономические проекты. Потому что это больше смахивает на пиар-акцию, действия по продвижению имиджа. Таково первое впечатление. А дальше говорить трудно, потому что больше информации не было об этих проектах. Если бы эти проекты разместили на сайте министерства экономики, мы бы ознакомились и могли бы дать квалифицированную оценку, что они из себя представляют, насколько реалистичны".
О том, чтобы разрабатывалась сугубо экономическая программа, Сергей Владимирович тоже пока не слышал, хотя было бы логично, если бы новый глава региона представил свое видение будущего республики. "Абдулатипов говорил о необходимости программы на 100 дней, на год, на три года, то есть он упор делает на тактические планы, а не на стратегические. И это понятно: народ хочет получить какие-то результаты уже сейчас , а не в обозримом будущем - 25-м году, 50-м году. По идее, новый президент должен предложить свою концепцию экономического развития. Кое-что Рамазан Гаджимурадович уже озвучивал. В частности, предлагал приоритет отдать развитию перерабатывающей промышленности, легкой промышленности, развивать АПК, в отличие от Магомедсалама Магомедова, который упор делал на развитие туристического комплекса и АПК. Больше пока никакой информации нет".