Региональные журналисты не задавали острых вопросов Владимиру Путину не оттого, что в регионах очень хорошая жизнь, а потому, что они потом должны вернуться обратно и иметь дело с руководством. Так считает Билхис Дудаева, бывший главный редактор газеты «Путь Кадырова», закрытой 20 декабря по решению учредителя издания - администрации Итум-Калинского района Чечни - после обращения Дудаевой к Путину на пресс-конференции президента страны.
Оценивая прошедшую пресс-конференцию, Дудаева выразила сожаление, что кавказская проблема на ней «вообще не освещалась». «Мне, например, очень интересно было узнать, какие меры президент собирается предпринять в отношении Кавказа, чтобы стабилизировать там обстановку. Я сама себе не могу на этот вопрос ответить. Может, надо иметь таких жестких руководителей, как Кадыров, а может, политику менять?» - сказала журналистка в интервью «Ленте.ру». «Мне кажется, что наши власти в тупике в отношении Кавказа, у них еще не готова программа никакая», - добавила она далее.
Напомним, газета «Путь Кадырова» была закрыта сразу после пресс-конференции Путина, на которой Дудаева попросила президента от имени чеченской интеллигенции увеличить объем вещания радиоканала «Кавказ». Отвечая на вопросы журналистов, глава Чечни Рамзан Кадыров заявил, что никто не согласовывал с семьей Ахмата Кадырова вопрос выпуска газеты, названной его именем. «Я считаю, что в первую очередь нужно было поинтересоваться мнением семьи, спросить, согласны ли они, чтобы именем Кадырова назвали газету. Иначе это не этично», - отметил он. «Кадыров также обратил внимание на то, что журналист, задавая вопрос, представилась неправильно. Говоря о содержании заданных ею вопросов, Кадыров подчеркнул, что они носили провокационный характер, не были напрямую связаны с республикой, тем более с Итум-Калинским районом», - говорится на сайте главы и правительства Чеченской Республики.
По мнению чеченского политика Сулеймана Чегарбиева, причиной негативной реакции Кадырова стала чрезмерная угодливость некоторых чеченских «деятелей»: на общем фоне негативного отношения к Кавказу, выразившегося в «саркастических смешках журналистов», «культовое название газеты» прозвучало не к месту. «Вероятно, газета создавалась из меркантильных побуждений - чтобы прогнуться. А востребованности в этих прогибах не оказалось. Кто-то явно перестарался», - делится своей версией Сулейман Чегарбиев в интервью корреспонденту «Большого Кавказа». «Вообще-то я слежу за событиями в республике, но эту газету в глаза не видел, - утверждает собеседник. - Не думаю, что кто-то сильно огорчится из-за того, что ее закрыли».
Сама Дудаева не понимает, чем она могла разозлить Кадырова. В то, что глава районной администрации принимал решение самостоятельно, она не верит. Если вернуться к скудным пояснениям главы Чечни, ему не понравилось, как представилась журналистка. Вот выдержки из стенограммы: «Газета «Путь Кадырова», Белкиз Дудаева. На протяжении долгих лет внимание всей мировой общественности было... (далее следует реплика Путина о неуместном оживлении в зале и его пояснение, что газета названа в честь Кадырова-старшего - прим. ред.) Газета «Путь Ахмата-хаджи Кадырова, с таким громким названием»... Быть может, после реакции журналистов последнее уточнение о громком названии показалось Кадырову издевательским.
Впрочем, не все ли равно? Ведь главная проблема в другом. Представляясь президенту, Дудаева невольно поставила диагноз российскому обществу. Судите сами: «Владимир Семенчик, Сахалинская область, издательский дом «Губернские ведомости»... Как Вы относитесь к такой идее, чтобы один из островов небольших (Курильских - прим. ред.) назвать, например, остров Путина? Тогда уж всем сразу станет ясно, что эта территория - российская и вряд ли когда-то будет отчуждена от России», - разве это не то же самое, что «Путь Кадырова»? Или лететь из Магадана, чтобы справиться о здоровье президента - не это ли «путь Кадырова»? А «личная просьба» поздравить дочку из Калмыкии?
«Путь Кадырова» в употребляемом нами смысле не имеет никакого отношения к имени первого президента Чечни. Мы используем этот термин как символ той угодливости, о которой говорилось выше. «Путь Кадырова» - это образ будущего России, в котором она рискует оказаться. Не зря на пресс-конференции даже представители проправительственных СМИ - газеты «Известия» и телеканала «Россия 1» - говорили об опасности авторитарного режима и стабильности, переходящей в застой. И отнюдь не случайно во время разговора главы государства с журналистами то и дело всплывали сравнения России с Китаем, а Путина - с Дэн Сяопином.
По законам жанра, следовало бы закончить разоблачением режима и возложить на него ответственность за происходящее. Однако хочется сказать о другом. Власть всегда стремится к авторитарности - такова ее природа, и винить ее за это, в общем-то, бессмысленно. Под всеобщие бурные аплодисменты легко заработать тоталитаризм. Но пока не появился остров Путина, еще не поздно свернуть с «пути Кадырова». Для этого надо всего лишь перестать бояться критики. Причем не властям, а тем, кто обязан критиковать по долгу службы.
Бадма Бюрчиев