По 282 статье в Новочеркасске опять осудили русского. Виновным в разжигании межнациональной розни признан член КПРФ Владислав Журавлев. Еще в 2010 году, будучи замглавы города, он пытался противостоять планам застройки исторического центра армянским предпринимателем Арой Арсеняном. Казаки, к которым он обратился за поддержкой, оценили его речи как экстремистские и обратились к прокурору. Сам Журавлев от националистических взглядов открещивается, хотя его имя уже подняли на стяги "правые" политические силы.
Новочеркасский коммунист Владислав Журавлев героем "правых" быть очень не хотел. На судебном процессе по "русской" 282 статье открещивался, как мог, от националистических речей по поводу застройки Александровского сада.
В протоколе собрания казаков станицы "Средняя" от 16 июня 2010 года ему приписали такую реплику: "Вам не надоело, что в городе, куда не сунься, армяне, азербайджанцы и другие кавказцы, это надо - мечеть собрались строить, а потом перетащат весь аул, скупают дома, магазины, занимают места на рынке. Сами казаки продают. Начинается с мелочи, а теперь рвутся к власти. Любые малочисленные нации на чужой территории берут власть, это приводит к гражданской войне. Надо вместе от них избавляться. Мы "выметем" весь город и наведем порядок с вами или без вас". Так он призывал казаков бороться с армянской диаспорой. А потом еще натравил одних казаков на других, обвинив бывшего мэра города и по совместительству атамана Анатолия Волкова в распродаже земель за бесценок, заявив, что казаки, сражавшиеся на стороне Гитлера, и то были патриотичнее, чем такие атаманы.
Сразу отметим, что аудиозаписи этого собрания не было, протокол появился почти полгода спустя, а свидетели обвинения цитировали экс-заместителя мэра города как под копирку. Обвиняемый рассказывал, что крестная мама у него - армянка, одного из его семерых детей крестили армяне и сам он крестный армянского ребенка, к тому же родился и вырос в Батуми, а потому националистических взглядов чужд. Кстати, будучи коммунистом, он просто обязан быть интернационалистом. Но суд, как это обычно бывает, принял сторону обвинения и дал многодетному папаше два года условно за пылкую речь трехлетней давности.
Обращение в прокуратуру по поводу высказываний Журавлева инициировал Совет атаманов Новочеркасского округа войскового казачьего общества "Всевеликое войско Донское". Можно было бы предположить, что реестровые казаки испытывают тайные симпатии к армянской диаспоре, но местные комментаторы объясняли этот маневр иначе. Казаки поддерживали предыдущего мэра-атамана, и к коммунистической власти Анатолия Кондратенко, у которого Журавлев был заместителем, относились настороженно. А тут выпал шанс отомстить.
Просьбу от администрации "приструнить" армянских застройщиков Совет атаманов назвал подстрекательством, "возможно, направленным на разжигание национальной розни". Жалобы чиновников на судебные решения в пользу армянина казаки сочли клеветой на российскую судебную систему и предупредили товарищей о недопустимости "участия в противозаконной деятельности экстремистского характера, организуемой администрацией г. Новочеркасска". В заключении решения Совета атаманов предлагалось обратиться в прокуратуру с тем, чтобы оценить действия чиновников по соответствующей статье.
В стороне от разбирательств по делу Журавлева остался "пострадавший" - глава местной армянской диаспоры Ара Арсесян, чья строительная компания и собиралась осчастливить центр города гостиницей при мэре Волкове. При нем же за обширную благотворительную деятельность предприниматель был удостоен титула "почетный гражданин Новочеркасска". Из-за кризиса он поменял планы по освоению заброшенных участков бывшего Александровского сада и, разбив их на мелкие части, решил продать по кусочкам под индивидуальное жилищное строительство.
Коммунистической администрации не понравилась перспектива увидеть рядом с историко-архитектурным памятником новомодные коттеджи. Хотя, возможно, причина лежала в чисто экономической плоскости. Арсесян был другом Волкова, и тот уступил ему гектар земли за символические 700 тысяч рублей. А у Кондратенко были свои любимые строители, которые тоже хотели бы заполучить участок в исторической части Новочеркасска по бросовой цене. Ну а казаки, которые не были близки к Волкову, могли просто обидеться за атаманов Всевеликого Войска Донского и российских монархов, с 1863 года использовавших Атаманский дворец как свою резиденцию.
Впрочем, суды отвергли претензии администрации к армянскому предпринимателю. А в этом году уже опять сменившаяся мэрия города занесла территорию Александровского сада в исторические памятники регионального значения, защищенные от застройки. Но по большому счету в исторических границах этого сада уже много чего понастроено. Туда входят и здания универмага, и администрации, и улица Дворцовая с жилыми домами и дворами, и купленный Арсесяном участок "Зелентреста", и бывшие гаражи. Территория, из-за которой разгорелся сыр-бор и уголовное дело против Журавлева, вообще представляет собой заброшенный кусок земли. Так что инициатива армянского предпринимателя, который провел туда коммуникации и сделал ее пригодной для строительства жилых домов, не так уж и плоха. Но для многих жителей Новочеркасска вопрос о принадлежности земель в историческом центре стал вопросом о том, кто хозяин в городе. И тут Владислав Журавлев попал в точку. Хотя упорно этого не признает, даже после обвинительного приговора суда.