Три года назад чеченский лидер Рамзан Кадыров объявил бой похитителям невест. Жестокий обычай был признан противоречащим и исламу, и адатам. Меры воздействия были приняты как против благословляющих такой никях имамов, так и в отношении глав поселковых администраций. И вот накануне в своем блоге Кадыров заявил, что в Чечне полностью искоренили похищения невест. Для многих чеченских молодых людей это означает, что сочетаться браком по любви против воли родителей уже не удастся.
В Чечне больше не похищают невест, сообщил в своем аккаунте в Instagram Рамзан Кадыров, рассказывая посетителям блога о встрече с директором правительственного департамента по связям с религиозными и общественными организациями Бай-Али Тевсиевым. Выяснилось, что некоторые имамы нарушают запрет на ранние браки, хотя в целом табу на них дало "исключительно хорошие результаты". "Полностью изжиты и факты похищения девушек с целью вступления в брак", — отметил глава Чечни в блоге.
Ровно три года назад Рамзан Кадыров озаботился этой проблемой и ввел строжайший запрет на умыкания девушек. Он заявил, что эта традиция не только противоречит исламу, но и не имеет ничего общего с чеченскими обычаями. "Эта практика должна быть искоренена из нашего общества. Мужчина, который намерен таким образом принудить девушку к браку, должен задуматься, как бы он себя повел, если бы подобное было совершено с девушкой из его семьи. Каждому из нас надо беречь честь чеченской девушки", — заявил тогда глава Чечни, призвав сотрудников правоохранительных органов к активным действиям.
Этому заявлению предшествовало распространение английского документального фильма "Свадьба по-чеченски", в котором были показаны несколько историй похищенных женщин. Позже похожий фильм был снят и российскими документалистами, но по цензурным соображениям так и не попал в телеэфир. Чеченки пытались перед чужаками этот обычай оправдать, некоторые даже считали свои браки счастливыми и объясняли их тем, что родители никогда бы не одобрили выбор молодых людей и без умыкания брак просто бы не состоялся. Но часть записанных историй имела трагический конец. Утверждалось, что таким образом принуждают к браку каждую пятую чеченскую женщину.
Достоверно, конечно, не известно, повлияла ли на Кадырова огласка существующей проблемы с нарушениями прав, но благодаря ему муфтият запретил имамам благословлять невольные браки под угрозой лишения сана. Ходили слухи, что с жениха будут брать штраф в миллион рублей в пользу семьи девушки, но официальные лица Духовного управления мусульман Чечни опровергли эту информацию. Такой штраф только подстегнул бы богачей к противоправным умыканиям невест.
В начале 2011 года запрет на похищения был продемонстрирован в действии. Имам, благословивший брак похищенной девушки в селе Гелдаган Курчалоевского района, лишился права проповедовать в мечети, а глава сельской администрации остался без работы.
Жесткие меры Кадырова благотворно отразились на статистике подневольных браков, и последовать его примеру захотели даже в Ингушетии, объявив о введении штрафа за умыкание в миллион рублей.
Читайте по теме: Унесенные ингушами
Проверить, действительно ли с обычаем похищения невест в Чечне покончено, невозможно. Зачастую сообщать в полицию об этом просто некому. Ведь к 21-му веку после 70 лет советской власти, боровшейся с "пережитками", побег возлюбленных стал скорее романтическим приключением, чем суровой необходимостью для бедного или состоящего в кровной вражде с родственниками невесты жениха. Девушек похищают по их же желанию, чтобы избежать больших свадебных расходов. Именно это и было причиной возникновения такого обычая, отметил в комментарии корреспонденту BigCaucasus руководитель сектора Кавказа Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Владимир Бобровников.
"Против похищений серьезно боролась советская власть. В 1928 году это было криминализировано и вошло отдельной статьей в 10-ю главу Уголовного кодекса РСФСР, к которой относилась и Чечено-Ингушетия, "преступления, составляющие пережитки местных обычаев". Тогда от этого не удалось полностью избавиться, и похищения практикуются до сих пор, — отметил этнограф. — Я бы не сказал, что повсеместно, и каждую вторую невесту утаскивают, но есть такая практика. Что касается инициативы президента Чечни, то она не уникальна, поскольку в соседнем Дагестане даже издавали фетву, то есть муфтият выпускал религиозно-правовые постановления о том, что похищение противоречит нормам исламского права — шариата. Мусульмане не должны этого делать. В этом вопросе муфтият присоединился к российскому законодательству".
Бобровников согласен, что если даже в советские годы, когда возможности репрессивного аппарата были больше, не победили этот обычай, то сейчас это будет сделать сложнее. Но "у Кадырова есть свои рычаги воздействия", добавляет эксперт.
Слова Кадырова о том, что похищение невесты не соответствует ни шариату, ни чеченским обычаям, наш собеседник подтвердил. "Я бы сказал так, что это не нормы, а практика чеченского обычного права, — пояснил он. — Она присутствует на Северном Кавказе, особенно в северо-восточной его части, в довольно-таки ограниченном масштабе. Что касается норм обычного права, их бессмысленно кодифицировать. До революции это пытались сделать, но безуспешно, и с 1860-х годов были введены шариатские суды. Территория Чечни тогда была Терской областью. За похищения невест вот эти горские словесные суды по адату и шариату наказывали, так что президент Чеченской республики прав".
Светлана Болотникова