Русские националисты на Ставрополье готовятся к широкомасштабной акции протеста против присутствия края в составе Северо-Кавказского федерального округа. Они считают, что именно изменение административного деления Юга России привело к вытеснению русских кавказцами и миграции на север. Но выход края из округа невозможен в силу сложных отношений между национальными республиками. Поэтому ставропольская политология предлагает иной выход - превращение края в русское национальное образование.
Убийство у пивбара в Невинномысске послужило искрой, от которой может загореться все Ставрополье. Николая Науменко, по версии следствия, зарезал чеченец, скрывшийся у себя на малой родине. Эпизод был бы не замечен, кабы похожие истории о безнаказанности приезжих из соседних республик не случались регулярно на глазах у коренных ставропольцев, кабы национальные общины не навязывали местным свои правила жизни, кабы не захватывали организованными кланами русское экономическое пространство. Намеченный на 26 января в 10 городах России, включая Невинномысск и Москву, митинг партии "Новая сила" - это следствие ухудшения положения русского народа. Русских на Ставрополье стало меньше, пусть лишь на один процент, зато "кавказцев" на 20 процентов больше.
Опасность, исходящую от миграционных потоков, на минувшей неделе признал даже губернатор Валерий Зеренков, до сей поры тщательно старавшийся спрятать сор в избе. "Хватит заниматься политикой замалчивания, - заявил он на правительственном заседании. - Отчёты должны быть объективными, чтобы на их основе можно было выработать эффективную систему защиты мира и согласия на Северном Кавказе. Сохранить рабочие места для старожильческого населения - задача власти". Губернатор также призвал казачьи патрули лучше следить за общественным порядком, а чиновников - выстроить систему контроля миграции. Как это сделать, если северокавказские республики - это часть России, как и Ставрополье, он не указал.
Организаторы невинномысской акции, как и многие жители "форпоста России на Кавказе", связывают ставропольские проблемы в первую очередь с нахождением в составе Северо-Кавказского федерального округа. Поэтому главное требование - выход края. Увы, требование нежизнеспособное, хотя бы потому, что ни в одной из республик из-за их сложных взаимоотношений невозможно расположить столицу СКФО. Да и так ли связаны этническая преступность, распространение исламских убеждений или даже терроризм с политической географией? Все это есть и в столице России, которая вовсе не входит в Северо-Кавказский округ.
Часть экспертов полагает, что проблемы русских на Северном Кавказе заключаются в отсутствии сплоченности, а на Ставрополье им не хватает лишь экономического подъема. Но откуда ему взяться, если даже включить край в хваленый туристический кластер власти додумались лишь в этом году? И так было со многими региональными госпрограммами.
Корень зла нужно искать в другом месте. Профессор Пятигорского государственного лингвистического университета, доктор политических наук Сергей Передерий нашел его в низком статусе русского народа в целом в России и в СКФО в особенности. При нынешнем положении национального большинства нахождение Ставропольского края в составе Северо-Кавказского федерального округа является нецелесообразным, полагает он.
- Правовой и политический статус Ставропольского края не является равным положению национальных государственных образований, - заявил политолог в интервью корреспонденту "Большого Кавказа". - Это объективно ведет к тому, что Ставропольский край превращается в донора, резервную зону. Что самое болезненное для граждан, на первый план выходят вопросы личной безопасности в связи с невозможностью правоохранительных органов как-то организовать миграционные процессы в рамках Северо-Кавказского федерального округа. Для славянского населения это оборачивается серьезными проблемами. Это одна сторона. Вторая сторона - это неизбежно ослабляет позиции российской государственности на Юге страны. Я приводил уже данные опросов, по которым каждая пятая славянская семья на Ставрополье сидит на чемоданах. Это неизбежно вызовет очень серьезные последствия. Это выход на проблему положения русских в самой России. Вопросы эти должны решаться не только в рамках СКФО, но и в рамках Российской Федерации. Русский народ не представлен ни в политической, ни в экономической, ни в духовной сферах. Он не является субъектом политических и иных отношений. В Конституции слово "русский", обозначающее национальное большинство, отсутствует, чего нет ни в одной конституции мира. Чтобы остановить процессы с положением русских в стране, нужно дать толчок дальнейшему развитию федерализма в России.
В 90-е годы автономии получили статус республик. Развернуть это назад, как некоторые предлагают, уже не получится. Нужно уровень территориальных образований русских регионов повысить до статуса национальных государственных образований. У нас восемь федеральных округов. Соответственно, должно быть создано 8 русских республик в рамках Российской Федерации. Это будет нормально. А в Северо-Кавказском федеральном округе нужно создать Ставропольскую русскую республику. Это может снять многие проблемы. Власть не знает, что делать. Она закрывает на это глаза и думает, что все само собой рассосется. Не рассосется. Такие проблемы только приобретают все угрожающий характер.
Я не оригинален в идее создания республик. Эта позиция разработана рядом демократических организаций русской направленности в Москве и наиболее аргументирована. Понятно, что это может вызвать негативное восприятие заинтересованных русофобских сил, но это единственный путь укрепления русского народа в масштабах России и укрепления русской государственности.
- Национальные республики в таком случае войдут в состав русских республик?
- Нет. У нас здесь проходил "Собор русского народа", на котором выступали те, кто разрабатывал стратегию национальных отношений в Российской Федерации. Она, кстати, уже подписана президентом. Суть ее в том, что все мы россияне. Так давайте тогда убирать национальные образования и воспитывать российскую идентичность. Валерий Тишков (директор Института этнологии и антропологии РАН - ред.) лоббирует такую позицию. Но это политическая маниловщина. Только русских призывают отказаться от своей идентичности, а национальные территориальные образования сохраняются. Тогда предложите и татарам отказаться от своей идентичности, пусть россиянами называются. Замечательный путь, но он не пройдет. Последние споры вокруг стратегии показали, что национальные образования будут насмерть стоять, чтобы сохранить свой статус. Хорошо, пусть сохраняют. В таком случае нужно идти по второму варианту и поднять русские регионы до соответствующего статуса. Это единственный пусть выживания нашего народа. На бытовом уровне руководство Ставропольского края понимает ущербность многих положений, но эта политика решается на высшем уровне. Какие могут быть претензии к руководителям края?
- После того как был создан СКФО, появились версии, что административное деление изменили, чтобы терроризм и Олимпиада были в разных округах. Может быть, после Олимпиады будет опять объединение?
- Такие разговоры - это показатель неподготовленности политического руководства. Это серьезные вопросы, которые не должны решаться кулуарно. Должен быть проведен либо референдум, либо опрос. Мы знаем такие решения, как подарок Крыма Украине, как потери пяти русских областей, которые отошли Казахстану. Если властные структуры принимают такие решения под влиянием конъюнктурных моментов - вот Олимпиада должна быть, сейчас решим, потом пересмотрим, - это серьезный минус. У меня сразу возникает вопрос, кто принимал такие решения, из-за которых страна и народ несут серьезнейшие издержки. Акции за выход Ставрополья - это эмоциональная реакция людей на ряд серьезнейших проблем, возникших с созданием СКФО. Приняли решение создать СКФО, наплодили здесь федеральных структур, и оставьте так. Только поднимите статус русского народа, создайте Ставропольскую русскую республику.
- В 2010 году ставропольцы провели сбор подписей за выход края из Северо-Кавказского округа, и тогда многие московские эксперты начали заверять, что эта инициатива бесперспективна, а нахождения Ставрополья в округе принесет ему экономическую выгоду, так как край будет на виду у руководства страны. На Ваш взгляд, оправдались ли эти надежды?
- Насколько я могу судить по публикациям, Ставропольский край не принимает участия во многих программах, разработанных для СКФО. Он выпал. Денежные вливания идут в республики, минуя Ставропольский край. Никаких больших дивидендов Ставропольский край не получил. Мое предложение будут разносить в пух и прах все, кто заинтересован, чтобы край был резервной зоной. Но интересы российской государственности, по крайней мере на Юге России, требуют вот такого подхода. Можно начать с создания Ставропольской республики и дальше развивать федерализм, создавая русские республики. Нужно четко определить русский народ как субъект политических отношений. Это парадоксальная ситуация, когда 82 процента населения - русские, чувствуют себя людьми третьего сорта. Они чувствуют, что эта страна не им принадлежит. Это выходит за рамки здравого смысла. Многие заинтересованы в том, чтобы сохранить такую ситуацию, продолжить вывоз средств из России. Но нужно решать эти вопросы, они назрели.