Мечеть имени Рамзана Кадырова начали строить в чеченском городе Шали. 2 декабря на месте возведения культового сооружения состоялась торжественная закладка капсулы. По мнению мусульман-священнослужителей, Кадыров-младший заслуживает того, чтобы в его честь была воздвигнута мечеть. Известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль называет эти инициативы идолопоклонством.
Председатель Духовного управления мусульман Республики Чечни Султан-хаджи Мирзаев не смог принять участия в закладке капсулы, так как находился в это время Москве. Подробности проекта он пообещал корреспонденту "Большого Кавказа" сообщить позже, уточнив лишь, что мечеть должна быть построена в течение трех лет. "Толчком для строительства послужило желание шалинцев, - утверждает муфтий. - Как вы знаете, в этом городе проживает более 50 тысяч человек. Рамзан очень много сделал для них, как и для жителей других городов. Шали сегодня практически полностью восстановлен. Дороги, которые там были, - советские, узкие - расширены, заасфальтированы. Много всего построено - здание администрации, школы, спортзалы... В общем, благодаря усилиям Рамзана Шали возродился".
По словам Мирзаева, в исламе, в общем-то, не принято строить мечети в честь политических лидеров, однако Рамзан Кадыров заслужил эту честь своими заслугами в развитии религии. "Так сложилась традиция - мечети называют именами богословов, сподвижников Пророка (хвала Ему!), уважаемых людей с точки зрения ислама. И Рамзан Ахматович очень много сделал для религии . Столько мечетей открылось в республике, медресе, университет исламский построили... Возрождение ислама в республики происходит благодаря Рамзану Ахматовичу, мы все это видим. Конечно, основу заложил его отец Ахмат-хаджи, но Рамзан исполнил его волю, воплотил в реальность задуманное. Поэтому я думаю, Рамзан заслуживает, чтобы в его честь была воздвигнута мечеть".
В свою очередь коллега Мирзаева, глава ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаил-хаджи Бердиев, заверил корреспондента "Большого Кавказа", что называть мечети именами политиков, с точки зрения ислама, вполне допустимо. "Это не так принципиально, чьим именем ее называть, - говорит Бердиев. - Помню, в Адыгею приезжали из Эмиратов шейхи. Они попросили место под строительство мечети, и бывший глава республики Джамиров (Аслан Джамиров, глава Адыгеи в 1992-2002 гг. - прим. ред.) нашел им участок. Шейхи выкупили, кажется, два дома и построили на их месте мечеть. На табличке написано, что такой-то шейх построил... и все остальное. Но мечеть носит имя президента Джаримова. Потому что он разрешил и посодействовал".
"В свое время я просил Путина: поспособствуете постройке мечети в Карачаево-Черкесии, - добавляет Исмаил-хаджи Бердиев. - Хочу сказать, что наш глава Темрезов (Рашид Темрезов, глава КЧР - прим. ред.) эту мечеть уже строит. И она, хочет от того или нет, в народе будет называться его, Темрезова, именем".
Между тем известный философ и общественный деятель Гейдар Джемаль считает подобную практику порочной - в наметившейся тенденции ему видятся элементы идолопоклонничества. "Эта традиция связана с Османским государством, - констатирует Джемаль. - Турки в своей империи создали государственный ислам, что, на самом деле, стало отходом от ислама. Поэтому все восстания XVIII века в позднем халифате были направлены не только против Запада, но и против султанов. Так вот, там, в Турции, строились мечети, которые до сих пор носят имена султанов и их жен. Стоит к любой мечети подойти - там будет соответствующая табличка. Такая традиция порочна. Это не что иное, как форма ширка (ширк в исламе - поклонение чему или кому-либо помимо Аллаха - прим. ред.)".
Эксперт отмечает, что ислам по своей природе не может иметь ничего общего с государственной идеологией. "Конечно, это очень прискорбно, что менталитет российских мусульман настолько затемнен, что они не понимают очевидные вещи. Надо сказать, в свое время царская империя многое переняла у турецких соседей. Все эти официальные духовенства - муфтият и прочие - копия бюрократических учреждений Османской империи, сделавшей ислам государственной идеологией. Но при этом от ислама там ничего не осталось. Ислам изначально явился как религия и идеология джамаата. А джамаат противостоит государству во всех его видах. Это организация прямой военной демократии на основе веры. Поэтому ислам по своей природе не может быть государственным, как не может быть империалистического марксизма", - подчеркивает Джемаль.
Бадма Бюрчиев