Похоже, принцип Zero waste (Ноль отходов) олимпийские чиновники воспринимают как поговорку «с глаз долой, из сердца вон». До Олимпиады остался один год, а Краснодарский край так и не построил нужное количество мусороперерабатывающих заводов. Бытовые отходы накапливаются на необорудованных полигонах в Лоо и Белореченске, а строительный мусор закапывается прямо в «олимпийской деревне», разрушая экосистему.
По закону сохранения вещества, если где-то чего-то стало меньше, значит, прибавилось в другом месте. Так происходит и с отходами в олимпийском Сочи. Если власти решили ликвидировать все полигоны на его территории, значит, мусор отправили подальше. Или/и очень хорошо спрятали.
Жителям поселка Верхневеденеевский в Белореченском районе Краснодарского края выпала сомнительная честь приютить у себя отходы из олимпийской столицы. Вчера заместитель губернатора Кубани Вадим Лукоянов с воздуха осмотрел разросшуюся свалку. Обещал прислать технику, чтобы навести порядок.
По-хорошему, в Белореченске сначала надо было построить соответствующий полигон, а потом уже начать свозить туда сочинский мусор. Но сделано было все с точностью до наоборот. Когда жители четырех поселков Лазаревского района Сочи - Уч-Дере, Атарбеково, Лоо и Горный Воздух, которых завалили отходами, пошли по судам, краснодарские власти приглушили проблему, отправив мусоровозы за 100 километров от Олимпиады. Вывоз мусора в Сочи из-за этого подорожал на 130 рублей.
Но удивительное дело - в Лоо свалка все равно никуда не исчезла. Как рассказала корреспонденту «Большого Кавказа» жительница Уч-Дере Татьяна Головина, туда продолжают свозить мусор. Поначалу обитателей близлежащих поселков власти утешали тем, что Сочинский перерабатывающий завод будет складировать там брикеты - отсортированные и прессованные ТБО. Но из-за них усилились оползневые процессы, и Роспотребнадзор запретил дальнейшее использование свалки. «Она настолько переполнилась, что отходы опять стали попадать в реку Битха. И вода снова стала черного цвета. Какое-то время назад она посветлела, когда все засыпали землей. А сейчас опять все перегружено нечистотами, которые сползают в эту реку, - сетует Татьяна Головина. - У нас в поселке увеличилась заболеваемость - аллергия, онкология».
С документом из Роспотребнадзора местные жители отправились в суд. Он еще не закончен, впереди третья инстанция - кассационная жалоба на решение сохранить свалку, оборудовав там полигон для прессованных отходов. Краснодарские власти тем временем присыпали безобразие землей и показали по местному ТВ красивые сюжеты об уникальной программе «ноль отходов». Согласно ей, в Сочи не должно быть ни одного мусорного полигона, а загрязненные территории должны быть рекультивированы. Пообещали, что к сентябрю 2013 года в Лоо будет стоять запах цветов, а не гнили. Реализация этого плана обойдется в полтора миллиарда рублей.
Однако пока пестрые вонючие пакеты с мусором все так же хорошо видны из окна дома нашей собеседницы, а по ночам на свалке кипит работа. «Мы пытались устанавливать нарушителей. Раза два в неделю мы выходим на осмотр, но они ждут, пока мы уйдем, и ближе к часу ночи начинают там стучать», - рассказала Татьяна Головина. Местная милиция не особо активно ловит мусоровозы. Хотя несколько протоколов все же было написано. «Они составляют их на водителей, а те берут ответственность на себя и говорят, что шабашничают. Прокуратура накладывает штрафы, и они их оплачивают. А в целом ситуация не меняется, хотя по телевизору говорят, что все в шоколаде. О рекультивации вообще речи не ведется, потому что, насколько мы осведомлены, даже ее проект еще не согласован», - отмечает Татьяна Головина. Она надеется только на суд, ведь на кону не только ее личное здоровье, но и благополучие отдыхающих в санаториях и на пляжах ниже по течению Битхи, впадающей в Черное море.
Но проблема ТБО в Сочи, по мнению члена экологической Вахты по Северному Кавказу Владимира Кимаева, все же не так остра, как захоронение строительных отходов. Для них нужно было строить специальные полигоны для сортировки и обезвреживания химических веществ. Но вместо этого обломки разрушенных конструкций, снесенных Олимпстроем, зарыты на территории Большого Сочи. «Нами зафиксированы несколько захоронений, - рассказал эколог корреспонденту «Большого Кавказа». - Самое крупное около поселка Ахштырь в Адлерском районе. Большие отвалы по улице Таврическая в Имеретинской низменности. Есть локальные свалки на улице Миндальная - там большое количество отходов от разрушенных зданий олимпийского объекта «Станция Адлер». Сейчас у строителей новая тактика: они локально сваливают мусор и закапывают его на территории Сочи, то есть меняют почвенный состав грунтов, изменяют движение верховодов - подповерхностных вод - и провоцируют оползневые процессы. В захоронениях железобетонные конструкции, шлам, но самое опасное - это химические вещества, хлор, смолосодержащие вещества, асфальтовые фрагменты, которые обрекают почву, пляжи, реки и море на уничтожение».
Согласно краевой целевой программе «Отходы», принятой в 2004 году, к Олимпиаде должны были быть построены высокотехнологичные мусороперерабатывающие комплексы в Краснодаре, Сочи, Туапсе, Новороссийске, Ейске, Армавире, Тихорецке и Апшеронске. В них планировалось вложить 9 миллиардов рублей, половина из которых - частные инвестиции. Прошло 9 лет, а задача утилизации мусора в крае так и не решена. В Туапсе завод так и не достроен. Сочинский мусороперерабатывающий завод не охватывает все отбросы олимпийского города, да и складировать их в окрестностях курорта негде. Вот их и возят подальше да хоронят поглубже. Натурально: Zero waste.