Вчерашняя спецоперация в Назрани принесла силовикам хороший улов. Убиты боевики Алисхан Оздоев и Джамалейл Муталиев. Последнего Национальный антитеррористический комитет поспешил назвать "правой рукой" Доку Умарова, словно забыв, что в российской тюрьме сейчас сидит другая "правая рука" террориста - Али Тазиев по кличке "Магас". И хотя закат "Имарату Кавказ" предсказывали еще в 2011 году, он не только не исчез, но и продолжает распространяться по России.
Сколько их было уже, правых рук главаря "Имарата Кавказ" Доку Умарова! Каждый раз их ампутация преподносится как предвестник скорой кончины самого террористического лидера. Вот и в этот раз, после спецоперации в Назрани, руководитель межфракционной депутатской группы по взаимодействию институтов гражданского общества с правоохранительными органами и спецслужбами Михаил Старшинов назвал ликвидацию Джамалейла Муталиева, который отвечал за обеспечение террористов финансовыми ресурсами, крупным успехом России в борьбе с международным террористом. "Ликвидация одного из видных приспешников Доку Умарова доказывает, что тиски вокруг главаря бандитского подполья сжимаются, и скоро он также будет задержан или уничтожен", - заявил он.
Такие же спичи раздавались после того, как в марте 2011 года силовики уничтожили Супьяна Абдулаева - тоже "праву руку" Доку Умарова. Говорили, что они почти все время проводили вместе, поэтому предполагалось, что рядом с телом "Рыжего Супьяна" может найтись и труп самого Умарова. Но эта гипотеза не подтвердилась, как и предыдущие семь сообщений о ликвидации главы "Имарата".
Абдулаева называли главным идеологом этой террористической организации, а также личным врачом Умарова. Предсказывали, что без такого сподвижника предводитель "лесных" долго не протянет. Висхан Халидов, специалист пресс-центра Временной группировки МВД РФ, через месяц после устранения Супьяна написал статью "Закат Имарата". В ней он утверждал, что список лидеров организации "месяц от месяца тает как шагреневая кожа", и даже что их осталось всего трое - Доку Умаров, Асланбек Вадалов и Хусейн Гакаев (убит в январе 2013 года). "Таким образом, можно констатировать, что корень зла под названием "воинственный ваххабизм" подрублен. Осталось лишь дождаться, когда отомрут его ветви и листья. И ждать осталось недолго", - пророчествовал Висхан Халидов.
В сентябре того же года при таинственных обстоятельствах в Турции была расстреляна еще одна "правая рука" Умарова - Берг-Хаж Мусаев, а также два других боевика. Всех их российские спецслужбы считали причастными к организации теракта в Домодедово в феврале 2011 года.
"Б. Мусаев - не кто иной, как амир Хамзат - правая рука Доку Умарова, - сообщил тогда информагентствам источник в правоохранительных органах. - Именно он с помощью гипноза и наркотиков превратил Магомеда Евлоева в живую бомбу, которая рванула в Домодедово. А в Турции он уже полтора года находился на лечении после ранения". На видеозаписи имаратчиков, появившейся после теракта в московском аэропорту, амир Хамзат сидел по правую руку от Умарова, а смертник Евлоев - по левую. Образно говоря, свои "левые руки" Умаров посылал на смерть сам, в то время как "правые" все время становятся добычей силовиков.
Такой же "правой рукой" были убитый в августе 2007 года 35-летний Рустам Басаев и ликвидированный в ноябре 2009 года Ислам Успаходжиев. С ним, как и с "Супьяном Рыжим", Умаров якобы почти не расставался, и поэтому глава Чечни Рамзан Кадыров уповал на генетическую экспертизу остальных трупов, найденных поблизости.
В 2010 году в Северной Осетии был задержан "заместитель Умарова по Ингушетии", еще одна "правая рука". Речь об Али Тазиеве по кличке "Магас", который в мае этого года предстал перед судом в Ростове-на-Дону. Ему инкриминируют 24 уголовных эпизода, включая покушение на главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. Он признал за собой только вину за незаконное хранение оружия и организацию бандформирования.
Убитый вчера в Назрани Джамалейл Муталиев был преемником Али Тезиева. В январе спецслужбы уже сообщали о его ликвидации, но потом выяснилось, что они обознались.
Сколько еще "правых рук" было и будет у Доку Умарова? По мнению бывшего консультанта фонда "Антитеррор" Руслана Мартагова, на подобные заявления силовиков не стоит обращать особого внимания. "Если взять с самого начала, сколько у него этих "правых рук", "левых ног" было отшиблено, получится сороконожка какая-то. Это прием спецслужб для того, чтобы подчеркнуть значимость выполненных операций", - отметил он в комментарии корреспонденту BigCaucasus.
Что касается перспектив ослабления "Имарата", то об этом говорить не приходится, так как в стратегическом плане, по мнению Мартагова, чеченские сепаратисты де-факто добились независимости республики, в которой не действуют российские законы.
"Как известно, чеченское крыло на какое-то время вышло из подчинения Доку Умарова и стало действовать самостоятельно. Мы помним - это было нападение на парламент, на родовое село Кадырова. Объясняется этот раскол тем, что есть тактика и есть стратегия сепаратистского движения. Чеченское крыло хотело мстить здесь и сейчас тем, кто убил родственников, издевался над друзьями, и тем, кого они каждый день видели у себя под носом. Но стратегам-сепаратистам портить имидж Рамзана Кадырова крайне невыгодно, - полагает наш собеседник. - По той простой причине, что все, чего они добивались с 1991 года, начиная с Джохара Дудаева, потом Басаева, Масхадова, они сегодня получили, не приложив к этому никакого труда. Они получили все это от Кремля. Фактически на сегодня Чечня является независимым субъектом - то, чего добивались сепаратисты. Больше того, как только Путин сделал ставку на тех же сепаратистов, слегка перекрасившихся на время, у верхушки сепаратистов развязались руки. Они получили возможность по другим республикам распространять свое влияние. Чем они и воспользовались. И надо сказать, блестяще воспользовались. Если до 2000 года говорили о чеченском терроризме, чеченском следе, сегодня мы должны уже говорить обо всем Северном Кавказе, о Поволжье, вплоть до Уренгоя".
В самой Чечне с ликвидацией Хусейна Гакаева, по словам Мартагова, мощного подпольного вооруженного движения нет. В Ингушетии пока есть, и прекратить его можно было бы просто, считает эксперт, "выпустив из леса и хорошенько отмыв того же Магаса". "Но говорить о том, что Ингушетия - неотъемлемая часть России, уже не приходилось бы", - заключил эксперт.