Несколько лет назад дагестанский лидер Рамазан Абдулатипов заявлял, что ваххабизм появляется там, где нищета соседствует с богатством. Теперь для него ваххабиты уже не жертвы, а источники зла, где бы они ни воевали за так называемый "чистый ислам". В Дагестане их разрешили изгонять, как в Хаджалмахи, в Сирию без проверки спецслужбами не пускать, а вернувшихся "нейтрализовать", что на языке спецслужб означает "убивать".
"Ваххабизм бывает от голода, нищеты, от отсутствия цивилизованных ценностных ориентиров", - заявлял 7 лет назад в интервью газете "Вечерняя Москва" Рамазан Абдулатипов. Он объяснял появление этого радикального течения ислама многократным разрывом между уровнем богатых и бедных слоев населения. Эта точка зрения близка к позиции российских правозащитников. Первопричиной конфликта в мусульманской умме они считают коррупцию, несправедливость и произвол правоохранительных органов.
С приходом Абдулатипова на пост главы Дагестана его отношение к ваххабитам резко изменилось. Теперь он не оправдывает их существование условиями окружающей среды, а называет источником зла. После посещения Рамазаном Гаджимурадовичем села Хаджалмахи по республике пополз слух, что он разрешил уничтожать радикалов под его персональную ответственность. В этом селе народный сход постановил выселить всех сторонников ваххабизма. Шестерых расстреляли, в том числе одну женщину, тело которой обнаружили вскоре в реке.
То, что внесудебные расправы поощряются высшим руководством Дагестана, в интервью газете "Черновик " подтвердил имам села Тидиб Шамильского района Хажимурад Дамадаев, изучавший Коран в Сирии. "В районе идёт слух, что Абдулатипов сказал: "Бросайте всех вахабистов в реку, я за это отвечу!" Эти слова распространяют у нас в районе от имени президента", - сообщил он. По его убеждению, район решил последовать примеру Хаджалмахи и разобраться с ваххабитами по-соседски, без участия правоохранительных органов. "Рамазан Абдулатипов своими тезисами сильно поддержал представителей тариката в нашем селе. Они очень активизировались. Провели очередное собрание в районе. Приехал наш депутат-банкир, стал угрожать главе администрации, что выгонит его с работы, если в селе будут ваххабиты, - рассказал Дамадаев. - На собрании выступал главный имам района и прямо подстрекал людей к расколу, бойкоту и даже убийствам".
Эта публикация задела Абдулатипова за живое. Он пригрозил "Черновику" закрытием, хотя журналист лишь цитировал Дамадаева и вынес слова "бросайте их в реку" в заголовок. "Некоторые СМИ фактически провоцируют убийства людей в республике. Сегодня "Черновик" написал, мол, Абдулатипов сказал, что всех надо утопить в речке... Было сказано, но было сказано совсем не то и не так", - со ссылкой на врио главы республики сообщила его пресс-служба, предупредив газету об ответственности.
Конечно же, никого бросать в реку человек с дипломатическим прошлым не посоветовал бы. Однако фактически Абдулатипов поощряет народный гнев. "Нужно, чтобы люди после таких случаев автоматически выходили и помогали полиции, органам правопорядка, - заявлял он 14 июля после убийства четверых полицейских в Лакском районе. - Вопросы безопасности республики, наших граждан настолько серьезны, что их нельзя перекладывать только на плечи сотрудников правоохранительных органов. Общество должно подключиться".
К слову, в Хаджалмахи самоуправство поддерживаемых Абдулатиповым народных дружин уже привело к тому, что под их обстрелом погиб не остановившийся для досмотра вооруженными людьми сотрудник "Русгидро". К ваххабитам он не имел никакого отношения.
Однако Абдулатипов продолжает призывать общество включиться в борьбу с радикальными исламистами. На том же совещании 19 июля, на котором он ругал "Черновик", Рамазан Гаджимурадович потребовал от глав администраций сел и районов предоставить списки экстремистов. Его особенно волнуют те 200 человек, которые, по данным республиканского УФСБ, отправились воевать против режима Башара Асада в Сирию. "Вот как далеко наша "продукция" дошла, - возмущался ВРИО главы республики. - Это очень ответственный вопрос, потому что эти люди туда ушли, а завтра вернутся обратно, получив международную поддержку экстремистских и террористических организаций. Поэтому все службы - республиканские, федеральные - должны отслеживать перемещение этих людей. Более того, принимать целый ряд мер по их нейтрализации, чтобы их влияние было минимальным".
На языке ФСБ "нейтрализация" означает физическое устранение боевиков. Вполне реален сценарий, по которому всех, вернувшихся с сирийского фронта, будут превентивно уничтожать. Воюющие в Сирии дагестанцы мстят алавитам, которых они причисляют к сектантам, за притеснение "истинных мусульман". Они не чураются казнить и христиан, хотя Коран призывает уважать людей Писания. Вернувшись на родину хорошо обученными террористами, они наверняка примутся за "джихад" в Дагестане. "Они вступают в целый ряд террористических организаций. Особенно те, которые учились в теологических учебных заведениях Сирии, Саудовской Аравии, Малайзии и других государств, - отмечает Абдулатипов. - Теперь это - прямая угроза Дагестану, потому что эти люди воюют вместе с международными экстремистами".
У дагестанских боевиков дома осталось немало сторонников, которые пока сидят в социальных сетях, перепечатывая фотографии убитых сирийских детишек и фетвы-оправдания для оппозиции. Выпускать из страны дагестанцев с подобным мировоззрением больше не будут. Абдулатипов приказал: "Никаких загранпаспортов без предварительного обследования, из какой семьи человек. Нужно приостанавливать эти вещи. Каждый человек имеет право - вопросов нет, но после того, как соответствующий работник переговорит с руководителем села, района и получит точную информацию".
Признал дагестанский руководитель и право на свободу совести, но только если она не толкает людей на убийства. В общем, права ваххабиты-салафиты, как граждане России, имеют, но фактически в Дагестане они будут поставлены на особый учет, за которым может последовать что угодно, начиная от остракизма, как в Хаджалмахи, и заканчивая "нейтрализацией".