Нового года в Дагестане не будет. Такими сообщениями еще недавно пестрили большинство кавказских СМИ, после чего Магомедсалам Магомедов во всеуслышание заявил, что приход Деда Мороза никто не отменял, и вообще негоже светской республике отказываться от этого праздника. Однако слова дагестанского главы оказались неубедительными для многих местных жителей, которые продолжают считать Новый год "харамным" празднеством. К сожалению, в центре "антиновогодней" пропаганды оказались самые чистые и ни в чём не повинные существа - дети.
Те, кто сегодня активно призывает дагестанцев не грешить и не злить Всевышнего, отмечая языческие праздники, твердят, что вместо того, чтобы учить вере в Аллаха, поклонению ему, детей в школах "обманывают шайтаном в красном одеянии с красным носом, с мешком за спиной". "В России пошли дальше и придали ему "снегурочку" - распутную девицу с дешевой пластмассой на голове и в коротеньком развратном сарафанчике. На утренниках дети вызывают Деда Мороза, который приносит подарки, купленные на их же деньги. Вместо аятов Корана и хадисов заучиваются бесполезные стишки", - это небольшая выдержка из обращения к мусульманам Дагестана местных исламистов, людей, скажем так, нетерпимых к сложившимся в обществе традициям, к простым радостям людей и вообще возомнивших себя великими проповедниками. Как правило, горе-экстремисты за редким исключением способны внятно связать два слова, а суры из Корана и выдержки из священной книги готовы переводить и интерпретировать так, как им удобно в той или иной ситуации. Надо сказать, что устроились ребята очень удобно. Даже последователей среди гражданского населения находят.
К сожалению, всё это сумасшествие с неожиданным озарением, пришедшим к исламистам, ни с того ни с сего решившим, что Новый год - это удел "кяфиров" (неверных, вероотступников), захлёстывает республику. С каждым днем в псевдорелигиозной трясине оказываются люди вполне адекватные. Но, к сожалению, все они стерли тут важную грань между светскими и религиозными понятиями.
"Зачем искать скрытый подтекст в празднике? В нашей школе прошли праздничные утренники, однако были родители, которые не пустили своих детей на новогоднюю елку. Все это создает разлад внутри коллектива: для кого-то это праздник, кто-то получает подарки, а другой ребенок чувствует себя ущемленным. Ребенку ведь сложно понять, что родители считают празднование Нового языческим ритуалом!" - делится своим мнением преподаватель начальных классов одного из махачкалинских лицеев Динара Мамаева. Но с другой стороны, откровенно признает педагог, говорить родителям, что они не правы и что нельзя детей лишать веселого праздника, учителя просто не решаются. "Был у нас такой случай. Дети собирались на новогоднее представление после четвертого урока. Родители пятерых учеников в жесткой форме отказались пускать своих детей на спектакль. Но этим детям самим хотелось туда пойти. Им тоже хочется веселиться. Им не хочется быть хуже, чем их одноклассники, которые после спектакля еще долго делились своими впечатлениями. А родители их просто лишают праздника, вбивая в головы еще несформировавшимся личностям, что все, кто отмечает Новый год - неверные, грязные вероотступники. Именно в таких семьях детей учат ненавидеть, а по-другому я это назвать не могу, тех людей, кто просто продолжает жить как обычно, по светским правилам" - комментирует преподаватель.
Тем не менее, в большинстве городских школ Дагестана новогодние утренники и праздничные представления проходят. Всё как обычно. Конечно, не без тех, кто чурается всех этих "харамных" (греховных - прим. автора) "языческих" празднеств. "У меня в классе учится 32 человека. Родители пятерых детей заявили, что ни на какие детские утренники их дети не пойдут, и для их семей этого праздника вообще нет. Что ж, это их выбор. Никто ни кого не заставляет!" - рассказывает Патимат Исрафилова, классный руководитель 3-го класса.
"Мы предупредили работников управлений образования и школ о соблюдении всех правил безопасности. Но это было предупреждение для взрослых, детей оно ни в коем случае не касалось. Делом взрослых было обеспечить безопасность, а делом детей - веселиться и праздновать", - добавила заместитель министра образования и науки Дагестана Нателла Мусалаева.
Зато гораздо сложнее дела обстоят в сельских, горных районах, в которых подрывная деятельность радикальных проповедников проходит более эффективно. В некоторых деревнях республики люди попросту боятся праздновать Новый год. Интересный диалог состоялся у меня с 20-летним Расимом Габибовым. Студент, вполне современный молодой человек, положительно относится к светским праздникам и ничего антирелигиозного в них не видит. Однако всё не так просто. "Уже третий год вся эта антиновогодняя программа у нас идет. По селу ходят люди, которые предупреждают: "Никаких праздников. Никакого Нового года. Узнаем, что празднуете - будем говорить с вами по-другому". И как-то все то ли свыклись с этим, то ли просто боятся за свою семью. Не знаю. Но факт того, что в нашем селе все якобы единогласно, по решению схода (но на самом то деле все понимают, в чём причина и откуда "растут ноги") постановили никакого праздника 31 декабря не отмечать. Что ж, опять придется ехать в город, к родственникам. Хотя бы какой-то праздник в жизни должен быть!" - рассказывает Расим.
Тем временем призывы со стороны пока еще не помешанных на смутных религиозных принципах дагестанцев не портить людям праздники натыкаются на озлобленное отфыркивание со стороны различных исламских ученых. "Празднование Нового года является запрещенным согласно хадису Пророка (мир ему): "Кто стремится быть похожим на какой-либо народ, тот из них", - говорится в разъяснениях богословов. Исламский ученый имам Раббани сказал: "Почитание праздников индуистов, огнепоклонников, Нового года и Пасхи христиан, следование их обычаям собьет верующего с истинного пути, лишит подлинной веры".
Иного мнения придерживаются представители гражданского общества, интеллигенция республики, которые не могут принять резкой, грубой формы отказа своих земляков от устоявшихся традиций светской республики, входящей в состав светского государства. "Сейчас в Дагестане в гражданском обществе никто не заступается за добрую и веселую традицию встречи Нового года, - считает заведующий сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвер Кисриев. - Еще недавно любимый всеми праздник стал как бы греховным - его объявили языческим. Похоже, между обществом и правящим классом вырастает огромная пропасть. Правящий класс, собственно, и правящим уже назвать нельзя. Он не правит никем и не управляет ничем. Каждый занят решением своих собственных очень непростых задач, из которых одна из самых важных - защитить себя, свое и своих. А люди, т.е. управляемые, все более озлобляются и отчуждаются от официального социума, как бы говоря - "и праздников нам ваших не нужно, у нас свои праздники есть!". Все заходит, пожалуй, за такие пределы, за которыми назад пути уже найти не удастся. Тем не менее в Махачкале на центральной площади, да и по городу, повсюду стоят замечательно, ярко и празднично украшенные елки, гуляют родители с детьми, есть несколько наряженных Дедов Морозов и Снегурочек, зверушек всяких, популярных персонажей мультфильмов. Но вот факт - всех их охраняют автоматчики", - отмечает Энвер Кисриев.
С одной стороны, можно подумать, что ситуация с праздником пустяковая: не хотят - пусть не отмечают. Но это не так. Но ведь в России очень мало праздников, не несущих в себе яркой религиозной или политической окраски. А именно такие праздники, общие, объединяют народ. В СССР Новый Год праздновали все - православные и мусульмане, иудеи и атеисты, члены партии и нет. Хоровод у елки стал значимым событием в жизни страны. Теперь же радикалы пытаются диктовать целому субъекту федерации, какие праздники отмечать, а какие нет. А что главное, местная власть ведется на их шантаж, уступает им несмотря на то, что руководство республик придерживает по этому вопросу четкого мнения.
"Новый год обязательно будут отмечать повсеместно, - заявил 18 декабря в Махачкале на совместном заседании Совета безопасности Дагестана, антитеррористической комиссии и оперативного штаба глава республики Магомедсалам Магомедов. - Хочу сказать, что мы будем праздновать Новый год так же, как его празднуют по всей стране. Ни у кого по этому поводу не должно быть сомнений и ненужных рассуждений. У нас есть желающие порассуждать: надо отмечать праздник или нет? Мы - светская республика в составе светского государства. Этот праздник не несет ничего антирелигиозного", - отметил глава Дагестана. По его мнению, те, кто ведет на эту тему "неуместные рассуждения, и призывает к тому, чтобы не проводились праздничные мероприятия, поступает неправильно". "Им необходимо дать соответствующий отпор", - подчеркнул Магомедов.
Мурад Абдуллаев