Как в советские годы подавлялась неугодная властям гражданская активность? Изгнанием из партии, увольнением с работы, исключением из института. Губернатор Ставрополья Валерий Зеренков в те времена как раз набирался управленческого опыта, чтобы теперь, спустя 20 лет после крушения старой системы, использовать его в таком деле, как тушение межнациональных пожаров в крае. Неугомонных кавказцев с лезгинкой, равно как и заигравшихся в митинги националистов, исключают из учебных заведений.
Межнациональные трения в Ставропольском крае власти решили жестко пресекать, наказывая всех, кто нарушает общественный порядок. Поскольку действующими лицами большинства конфликтов выступают студенты, то подавлять их активность будут исключением из учебных заведений.
Двое из четырех дебоширов-ингушей, в ночь на 17 января танцевавших лезгинку и стрелявших в воздух около Дворца культуры и спорта в центре Ставрополя, уже лишились своих зачетных книжек. Ингушское руководство поступок своих молодых земляков осудило. Двое из них сели на 15 суток, а на стрелявшего из травматического оружия Тимерлана Халухаева заведено уголовное дело по статье "Хулиганство".
Теперь в очереди на вылет из вузов несколько десятков националистически настроенных русских молодых людей, пытавшихся принять участие в митинге в Невинномысске 26 января. На главную площадь протестующих не пустила полиция, похватав их на подступах. Это уже третья акция в городе химиков, взбудораженном убийством русского парня Николая Науменко во время драки с Висханом Акаевым и его братом Магомедом, скрывшимися в Чечне. Если на первых народных сходах звучали лишь требования справедливого расследования, то в минувшие выходные к невинномыссцам подключилась партия "Новая сила" с политическими требованиями выхода Ставрополья из Северо-Кавказского федерального округа. Такая постановка вопроса чиновникам совершенно не понравилась, и полиция провела "профилактическую работу", задержав 140 потенциальных участников митинга.
Губернатор Валерий Зеренков дал установку "заниматься не границами, а людьми". В понимании местного руководства, похоже, это означает лишить бурлящую молодежь возможности учиться. "Нельзя потакать таким студентам. Если он замечен в нарушении общественного порядка, вне зависимости от национальности, надо ставить вопрос об исключении", - заявил премьер-министра края Юрий Тыртышов на правительственном совещании, где разбирались итоги невинномысской акции.
Ставить хулиганство кавказцев на одну доску с митингом против укрывательства преступлений уроженцев соседних республик считает неправильным одна из не доехавших до Невинномысска активисток Оксана Борисова (Вельва). Ее развернули на выезде из Минеральных Вод и отвезли в отделение полиции допрашивать по делу об организации митинга 22 декабря, на который она тоже благодаря полицейским не попала. "Если бы власть нормально работала, если бы выполняла свои обязанности, то не было бы ни первого народного схода, ни второго, не пытались бы провести третий", - объяснила она в разговоре с корреспондентом "Большого Кавказа".
Новость о том, что после бурных событий в Невинномысске начальник ГУВД Ставрополья Александр Олдак и министр МВД Чечни Руслан Алханов встретились с семьей подозреваемого в убийстве Висхана Акаева, Оксану Борисову не порадовала. "Естественно, власти перепугались, потому что увидели, что информация хорошо распространилась, - полагает она. - Но я не доверяю этим людям, родителям того же Висхана, которые пришли и сказали: "Соболезнуем". Знают ли они, где их дети, или не знают, это может быть очередной показухой. Если бы преступники были бы найдены, то и волнений не было бы. Так как полиция не работала, они сбежали с места преступления".
По словам Борисовой, было немало подобных случаев, когда уроженцы Дагестана, Чечни, Ингушетии, набедокурив в Ставропольском крае, уезжали, и их не могли найти. "Если мы не начинаем распространять информацию, активно говорить, выходить на улицы, дела заглушаются. Преступники могут числиться в розыске, но их не ищут, - отмечает наша собеседница. - Множество случаев, когда девушек насиловали, в селе Новый Янкуль это мне люди рассказывали. Потом насильники уезжали в Дагестан и становились без вести пропавшими. Это не первый случай, просто пройдена точка кипения".
Опустив статус невинномысских событий до уровня студенческих беспорядков, ставропольские власти не успокоились. Они постарались придать ему комически-провокационный характер, объявив устами тележурналистов, что в акции планировали участвовать члены националистических украинских организаций, которые считают Ставрополье исконно украинской территорией. Этот бред окончательно заретушировал требования митинга о выходе края из СКФО, хотя именно это, по мнению Оксаны и ее единомышленников, нужно сделать в первую очередь, чтобы остановить отток русского населения.
Статистика зафиксировала, что за последний год русских в крае стало меньше на 0,7 процента, но эта цифра не отражает трудовой миграции ставропольцев в северные регионы страны. На выезде живут и работают годами многие молодые люди, будучи прописанными в крае. Здесь их место под южным солнцем занимают приезжие на ПМЖ из северокавказских республик и даже Закавказья, подминая под себя самые прибыльные сферы местной экономики. Мирное замещение русских кавказцы воспринимают как завоевание новой территории, в честь которого устраиваются ночные лезгинки и в доказательство которого совершаются безнаказанные преступления. И эти проблемы исключением студентов из вузов, равно как и репрессиями против участников митингов, явно не решить.