Пока в российском обществе националисты спорят с либералами о том, нужны ли стране мигранты, Русская Православная Церковь открывает для косноязычных иностранцев курсы русского языка. Первый успешный опыт преподавания состоялся на Ставрополье. Такие кратковременные программы обучения появляются и при мечетях, что более логично, ведь основной поток гастарбайтеров приезжает из мусульманской Средней Азии. А вот зачем это нужно РПЦ, попробуем разобраться.
Вот уже и федеральные газеты пишут, что Русская Православная Церковь предлагает принять государственную программу по адаптации трудовых мигрантов. Прежде всего, речь идет о повсеместных курсах русского языка при церковных учреждениях. Этот проект можно вписать в разрабатываемую ныне федеральную программу "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России".
Опыт преподавания русского языка иностранцам у церкви уже есть. Пилотный проект был запущен еще в 2011 году на Ставрополье. Ставропольская и Невинномысская, а также Пятигорская и Черкесская епархии заключили соответствующее соглашение о сотрудничестве с краевым Управлением Федеральной миграционной службы и набрали первые две группы по 30 человек. В минувшем декабре состоялся уже второй набор. Подробнее о курсах при Ставропольской православной духовной семинарии корреспонденту "Большого Кавказа" рассказал руководитель отдела Ставропольской митрополии по взаимодействию с УФМС иерей Дмитрий Мовчанов.
Как выяснилось, никакой экономической выгоды от проведения занятий с мигрантами митрополия не получает. "Все затраты на себя берет непосредственно Ставропольская и Невинномысская епархия. При этом взамен ничего не просит", - отметил наш собеседник.
"Курсы русского языка предполагают 60 часов обучения, - продолжил он. - По окончании иммигранты получают сертификат, с которым идут на экзамен УФМС, уплатив пошлину. Если они сдают экзамен, то имеют возможность получить вид на жительство или же трудовую визу. Наш сертификат помогает им успешно сдать экзамен, потому что они получают знание русского языка. Преподаются русский язык, грамматика. Людям рассказывают, как правильно выражать свою мысль. Помимо этого проходят такие зачеты: берутся бланки, подобные тем, которые им предстоит заполнять потом при получении гражданства или устройстве на работу, и заполняются учениками".
Контингент учащихся мигрантов, по словам Дмитрия Мовчанова, разнообразен по стартовым знаниям. "Некоторые не могут даже разговаривать на русском. Поэтому мигранты у нас делятся на несколько групп, - объяснил начальник епархиального отдела. - Нулевая группа, которая совсем не знает русского языка, и те люди, которые знают русский язык, но не совсем грамотно выражаются, или же те, у которых просто нет аттестации по русскому языку".
Естественно, с нуля за 60 часов русский язык не выучишь, поэтому если ученик так и не овладел искусством заполнения бланков, его оставляют на следующий поток. "Сертификат выдается только тем, кто прошел все тесты на курсах", - подчеркнул наш собеседник.
Как ни странно, ставропольские курсы при РПЦ пользуются популярностью не только среди мигрантов-христиан, которых, честно говоря, не так уж много, но и среди мусульман. Возможно, это объясняется внеконфессиональностью процесса обучения. "Курсы русского языка ни в коем случае, несмотря на то, что находятся на базе Ставропольской духовной православной семинарии, не носят религиозного характера. На них преподают сугубо светские преподаватели, специалисты по своему профилю", - обратил внимание иерей.
Духовное управление мусульман Ставрополья тоже заключило соглашение в УФМС и тоже второй год подряд обучает мигрантов русскому языку. Но организовать курсы в Ставрополе оно, видимо, не смогло, так как в краевом центре нет мечети. А вот при Пятигорской мечети это удалось. И там между православными и мусульманскими курсами есть некий момент состязательности. Возможно, РПЦ и взялась-то за адаптацию мигрантов, чтобы их знакомство с русской культурой происходило через призму православия, а не ислама.
Впрочем, Дмитрий Мовчанов объясняет заинтересованность РПЦ в просвещении чужеземцев иными причинами: " Церковь помогает людям адаптироваться в русское общество. Из-за чего происходят все конфликты на территории России? В основном из-за того, что человек не знает ни законов РФ, ни менталитета русских людей, не знает, как общаться. Это и приводит к правонарушениям. Многие боятся закона и общества, скрываются от УФМС, нелегально работают, попадают в трудовое рабство, а здесь раз в месяц приезжают сотрудники миграционной службы и разъясняют все недоуменные вопросы, которые возникают у мигрантов. Здесь и обучение идет, и разъяснение, куда обращаться людям, как себя вести в той или иной ситуации. Курсы русского языка - некое добро, благотворительная акция, благодаря которой люди могут безвозмездно получить знания русского языка, интегрироваться в российское общество, узнать поближе наш менталитет. Господь, когда творил добро, не различал людей по национальности, по должности. Он сказал: "Я как врач. Кто нуждается в лечении? Не здоровый человек, а больной".
Мигрантов, желающих обучаться русскому, на Ставрополье больше, чем может принять сейчас церковь. "Но это ведь пробный вариант, - отмечает Мовчанов. - Думаю, в дальнейшем курсы будут приобретать больший масштаб. Патриарх настаивает, чтобы подобное было в каждой епархии".
Осенью прошлого глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин заявил, что курсы русского языка для мигрантов готовы открыть еще семь епархий, помимо Ставропольской митрополии и Владикавказской и Махачкалинской епархии. 18 епархий тоже хотели бы это сделать, но сослались на "отсутствие помещений, источников финансирования, сезонность миграции, нежелание мигрантов посещать занятия". В некоторых епархиях сообщили, что курсы уже открыты при местных светских университетах. Надо полагать, что если церкви удастся вписать свой проект в госпрограмму и получить под это дело бюджетную строку, то препятствия для повсеместной организации курсов отпадут сами собой. Тогда, правда, это уже не будет абсолютно бескорыстным добром со стороны духовных институтов. И на первый план выйдет стремление церкви охватить приезжих из-за рубежа своим попечением раньше, чем это сделает кто-то другой.