Российское общество условно можно разделить на представителей как минимум трех государств. В одном живут консерваторы, поддерживающие власть, в другом - нацеленный на модернизацию средний класс, а в третьем - жители Северного Кавказа и мусульманское сообщество. Об этом говорится в докладе "Пробуждение России", подготовленном Московским центром Карнеги в конце ноября. "Большой Кавказ" поинтересовался у социолога, заведующего сектором Кавказа Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Энвера Кисриева, согласен ли он с тем, что Северный Кавказ является своего рода государством в государстве.
- Я считаю, что это не так. Подобное представление возникает из-за существенного искажения в информационной сфере, - констатирует Кисриев. - Кавказ постоянно подается СМИ как угроза для всей остальной России. Почему-то считается, что у нас на Кавказе происходят какие-то другие процессы, хотя здесь происходит то же самое, что и везде в стране. За исключением разве что одного важного элемента. На Кавказе, в силу различных причин, касающихся семейных, клановых, национальных отношений, невозможна ситуация, которая сложилась в станице Кущевской. Здесь на уровне местного самоуправления нельзя сколотить такие группировки, состоящие из руководителей администраций, ФСБ, прокуратуры, милиции, которые будут делать с населением все, что угодно. У нас так не получится. На Кавказе каждый начальник помимо служебных обязанностей считается с обычаями и помнит о родственных отношениях. Из-за того что жесткие чиновничье-криминальные структуры здесь невозможны, мы видим на Кавказе массу примеров сопротивления людей стремлению к авторитарности местной власти. Но если говорить о внутренней ткани, Кавказ ничем не отличается от любого другого региона России. У него есть своя специфика, но это касается всех без исключения регионов.
- Существует расхожее мнение, что мусульманские народы не очень восприимчивы к демократии. Из того, что Вы говорите, следует обратный вывод. Правильно ли я понимаю, что Северный Кавказ, на Ваш взгляд, более демократичен в сравнении с другими регионами России?
- Совершенно верно, если под демократией понимать не "тишь да гладь, да божью благодать", не какие-то идеальные конструкции, а сам факт правления народа. Демократия подразумевает существование острой политической борьбы, возможности проявить себя, выразить свою точку зрения. В этом плане Кавказ на фоне остальной России выглядит более демократичным. Я не буду брать высокие сферы, но на уровне местного самоуправления кавказский человек, в том числе и русский, живущий на Кавказе, имеет больше возможностей защитить свои права, отстоять свою точку зрения. Возьмите ту же Кущевскую. Там произошло чудовищное убийство, и именно эксклюзивность самого убийства вызвала резонанс. Целые месяцы федеральные чиновники не могли ничего узнать, потому что народ молчал. И только когда начались посадки руководителей региона, пошли отставки, люди стали хоть что-то говорить. Выяснилось, что каждый год там насиловали выпускниц школ, безнаказанно убивали людей. Кущевка - очень показательный пример. Эксклюзивным было только преступление, сам характер существования людей - совершенно типичен для всей России, за исключением Кавказа.
- Чем объясняется демократичность Кавказа, о которой Вы говорите?
- В традиционном представлении кавказца никогда не было сильной, отчужденной от простого человека власти - совершенно безусловной и могущественной. Всегда вопрос решался на основе консенсуса, общественного мнения. В кавказцах выработалось больше самостоятельности в решении своих проблем и уважения к общественному мнению, к обычаям, по которым человек должен жить. Если с кавказцем происходят большие неприятности, он бежит не к чиновникам и милиционерам, а решает этот вопрос по существу, со своими родственниками и друзьями. Россия же всегда опиралась на твердую власть. И когда ее нет, - скажем, когда полиция вместо своих обязанностей занимается защитой личных интересов, - простой русский человек чувствует себя беспомощным: он нуждается в апелляции к власти. Кавказец же выглядит более активным и дееспособным. Находясь в других регионах России, он в большей мере проявляет свои интенции, отчего местные жители чувствуют исходящую от него угрозу. На Кавказе он реализует эту активность в процессе конфликтов. Ведь демократия - это, в общем-то, постоянные конфликты, так как она подразумевает легальное существование различных взглядов и мнений. Конечно, на Кавказе плюрализм зачастую выражается не в цивилизационных, а в насильственных формах. Но в России не знают, не хотят замечать, что при этом 90 процентов потенциально-конфликтных вопросов на Кавказе удается решить путем компромисса.
- Согласно выводам Центра Карнеги, для России более вероятен революционный путь развития, нежели эволюционный. "Тишь да гладь", о которой Вы говорили выше, - это временно? Рано или поздно России придется пройти через "конфликтную" стадию?
- Вероятности революционного пути развития в России нет. Революция была в другую эпоху, и эта эпоха уже позади. Сейчас даже нет никакого политического движения, которое могло бы способствовать этому. Русский народ сегодня переживает серьезную трагедию, и, к сожалению, русская интеллигенция не бьет тревогу. Сегодня мы наблюдаем в России очень низкий процент рождаемости на фоне высокого процента смертности. То, что на Кавказе рождаемость выше, - это ладно, это традиции. Но в каждой кавказской республике, при всей их конфликтности, смертность на душу населения ниже, чем в среднем по России! Идет процесс депопуляции. Именно этим обусловлен этот чудовищный феномен Кущевки по всей России. И представить себе какой-то бунт или восстание - как социолог я утверждаю, что этого произойти не может. Если политическое руководство не протянет руку помощи простому народу, Россию ждут катастрофические демографические процессы. Надо не забывать, что мы живем в век глобализации и утраты суверенитета государств. Границы становятся пунктирными. Постепенно вырисовываются схемы нового мирового порядка. Сейчас очень важно, чтобы первые лица четко выразили позицию: Кавказ - неотъемлемая и органичная часть России, и друг без друга существовать мы не можем. Однако сегодня более популярен лозунг "Хватит кормить Кавказ", не имеющий под собой никакой более-менее серьезной почвы. Это может доказать любой экономист, но мы слышим другое: мол, лучше кормить их, иначе они опять выкинут что-нибудь нехорошее. Боюсь, ситуация с антикавказскими настроениями зашла слишком далеко.