Русские в Грузии прежде появлялись по большей части двумя путями: ехали служить империи, или бежали от империи. В эти два алгоритма укладывается вся история славянских диаспор в этой стране на протяжении полутора веков. Разумеется, когда отправившей их в Грузию в бессрочную командировку страны не стало, очень заметная часть русскоязычных, часто уже родившихся на новой родине, вернулись домой. Но, кто-то же остался... Мы попросили поискать соотечественников в Тбилиси, нашего корреспондента Наташу Сахно, которая кстати говоря, сама из "новых грузинских славян".
Здесь в Тбилиси существует клуб "Georgian Daughters in Love", он объединяет как раз таки женскую часть целевой аудитории нашей идеи - "грузинских невесток". В одном из столичных ресторанчиков за чашечкой кофе я предложила своим собеседницам ответить на вопрос о том, что им нравится и не нравится в Грузии.
-Добрые они, в общественном транспорте молодые люди, играют на пандури и поют песни, - Валентина Марджанишвили (Мельниченко) родилась в Киевской области, но в Грузии живет уже 26 лет, у нее трое детей и двое внуков. Она при делах, участвует в общественной жизни и преподает украинский язык в Культурно-информационном центре при посольстве Украины в Грузии.
- С другой стороны, мне не нравится, когда к труду относятся как к чему-то зазорному, - продолжает Валентина.
Киевлянка Катерина Бауман имеет не столь солидный бэк-граунд в Грузии, живет тут четыре года и тоже грузинская невестка.
-Я хочу сказать, что теплота грузин, это не расхожий стереотип. Любят вино, говорят красивые тосты. Хотя, по началу меня страшно раздражали разговоры на повышенных тонах и излишняя жестикуляция. Мой муж, явное воплощение супер-грузина. Он умеет окружить женщину заботой и теплом. В то же время все остальные молодые люди обращают на меня слишком много внимания, не останавливает и обручальное кольцо.
К грузинским женщинам Катерина относится куда менее благосклонно.
- Много некрасивых женщин, и дело не в том, что природа обделила внешностью, они просто не умеют одеваться. На улицах городов один сплошной траур, наверное, грузинки думают, что это стильно, как в Италии.
Ольга Мерабишвили - бывшая москвичка и здесь в Грузии избавилась от страхов и стрессов, которые мучают жителя мегаполиса.
- Однозначный плюс - комфорт и безопасность моих детей. В Москве этого чувства не было.
Но, местный образ жизни и ее стилистика, тем не менее, настоящее испытание для индивидуализма мегаполиса.
- Бесконечное перемывание костей всем и вся, просто тотальное погружение в жизни родни-соседей-друзей. При этом своими проблемами никто не занимается! А между тем у подавляющего большинства и не семьи вовсе, а так, фикция: жена дома, у плиты, у мужа друзья-товарищи, у детей, неожиданно выросших, тем более своя жизнь, - жалуется Ольга.
Местные мужчины ее не вдохновляют.
- Вот с каким неистовством мужчины, например, крестятся, проходя мимо церквей, с таким же несутся за очередной юбкой. Секс у всех, по-видимому, только на стороне.
К тому же они не умеют работать, как в Москве.
- Я не представляю среднестатистического грузина на работе в московской фирме. Приводит в оторопь повсеместное сидение на шее у родни, у жены, у мамы, брата, не важно, кто работает, содержит всех своих вокруг. И не своих тоже, потому как подойти и стрельнуть 10-20 лари - это для грузина (не работающего) вообще не вопрос.
Одним словом, для Ольги Грузия, лишь тихая гавань, в которой могут спокойно и безопасно вырасти ее дети.
- Знаете девочки, что я думаю. Наши женщины, по моим наблюдениям замечательно себя чувствуют в грузинских семьях, важно правильно расставлять приоритеты, - Катя Ткаченко тоже с Украины. Проникновенный монолог Оли Мерабишвили вызвал среди моих респондентов полемику.
- Давайте не будем делать какие-то однозначные выводы по поводу положения женщин в Грузии. Наверное дело в том, что тут свой менталитет и традиции. Вы бывали в деревнях? Вот там настоящий домострой! А в Тбилиси и других крупных городах все более-менее не плохо, - Света Шушиашвили семь лет назад сделала однозначно правильный выбор, переехав в Грузию из Магадана.
В советские годы русскоязычных в Грузии было много в больших городах и вокруг крупных предприятий. Но буквально за забором могло располагаться грузинское село, в котором никто не мог говорить по русски. В грузинской глубинке люди с севера были нечастыми гостями. Обжиться там удалось лишь староверам, которые бежали от преследований царских властей еще в XIX столетии. Русские вообще с трудом интегрируются в инокультурную среду. Скорее они привыкли вбирать в себя, но не становиться частью другого. В Грузии есть семьи, история жизни которых тут насчитывает и два и три и даже больше поколений. В ком-то от предков осталась только фамилия, но большинство все таки четко разделяет окружающий мир на "мы" и "они".
- Я чувствую очень мощную связь с Родиной моих предков, несмотря на то, что родилась на Кавказе. У нас в семье все пропитано славянским духом, я чувствую себя украинкой на 100%, - родители Анны Дмитриенко можно сказать, грузинские славяне. Они родились тут, но даже и их дети сохранили идентичность предков.
- Я не знаю кто я русская, или грузинка, над этим никогда не задумывалась. Это сложный вопрос, так сразу не могу сказать. Желания переехать в Россию у меня нет, - Тамара Скородумова, дедушка которой родом из Ярославля, кажется, самая успешно интегрировавшаяся из тех, с кем мы беседуем.
А вот Вадим Геджадзе, украинец наполовину, связи с Украиной не чувствует. Зато признался, что ему близко высказывание Сталина - "Я русский человек грузинской национальности".
-У меня есть огромное желание эмигрировать, но в последнее время я смотрю на свои желания трезво. Главная причина моего пребывания тут, это то, что там меня никто не ждёт, - откровенно признался Вадим.
Последнему нашему респонденту в Грузии тоже жить нелегко.
- В Тбилиси моя фамилия мне мешала неоднократно, мне не раз приходилось выслушивать от работодателей, что у меня славянская фамилия и внешность и из-за этого они не могут взять меня на работу. Я чувствую себя русским грузином, - Антон Белоусов отучился в Ярославле и рад бы там остаться, но не сложились обстоятельства.
Наталия Сахно