Мы в социальных сетях:
Главная События Обозрение Видео Фото Аудио
Интервью Среда обитания Люди как люди
Адмиралу Угрюмову от Кадырова
20 марта 2014 22:03 Четверг
Адмиралу Угрюмову от Кадырова. 22087.jpeg

Чечня дала улице Дагестанской новое название — имя генерала ФСБ Германа Угрюмова. Наведение конституционного порядка в республике успешно завершилось именно с его приходом. Благодаря его агентуре удалось раздробить чеченских сепаратистов, ликвидировать несговорчивых и переманить на свою сторону уставших от войны. Ахмат-хаджи Кадыров стал генералу другом, а сын Рамзан Кадыров спустя десятилетие отдал Угрюмову дань памяти.

Герман Угрюмов стал вторым военачальником, воевавшим в Чечне и увековеченным в названиях грозненских улиц. Первым был "окопный генерал" Геннадий Трошев. Сразу после его смерти в 2008 году Рамзан Кадыров велел дать его имя улице Краснознаменной в столице Чечни. Угрюмов ждал такой чести 13 лет после внезапной смерти 31 мая 2001 года, на следующий день после присвоения ему звания адмирала.

Кончина замдиректора ФСБ и руководителя Регионального оперативного штаба на Северном Кавказе сразу обросла слухами. Неназванные источники в СМИ и позже блогеры-чеченцы писали, что никакого сердечного приступа и семи микроинсультов у адмирала не было. А было то ли самоубийство после визита некоего гостя из Москвы, то ли отравление, организованное директором ФСБ Николаем Патрушевым и полковником ФСБ Аркадием Дранцом. Писали, что вдове адмирала не давали вскрыть гроб, а наутро после поминок ее нашли мертвой.

Но, несмотря на эти фантазии, в октябре прошлого года вдова с детьми и внучкой приезжала в город Михайловск Ставропольского края, где был открыт мемориальный комплекс памяти Германа Угрюмова. Инициатором и меценатом возведения этого памятника выступил предприниматель, а в прошлом подчиненный адмирала Аркадий Дранец.

Ну, а Николай Патрушев свое почтение бывшему подчиненному засвидетельствовал вчера, открывая мемориальную плиту на улице Угрюмова в Грозном. "Я хочу подчеркнуть, мы не только работали с Германом Алексеевичем, но и были друзьями. Он защищал конституционный строй Чеченской Республики и России. Делали мы это все вместе, с душой, — отметил бывший директор ФСБ, а ныне секретарь Совбеза России. — Я думаю, что душевность Германа Алексеевича передавалась тем людям, с которыми он общался, работал, в том числе передалась и вам".

Другом считал Германа Алексеевича и Ахмат Кадыров, как пишет в своем блоге его сын Рамзан. Факт их приятельских отношений был замечен и одним из полевых командиров Апти Баталовым, который сейчас живет в эмиграции в Лондоне. Свели тогда еще генерала и муфтия чеченские "воры в законе", работавшие агентами влияния ФСБ, утверждают источники сайта "Русская мафия". Первые встречи Угрюмова и Кадырова-старшего проходили в московской квартире "авторитета" Руслана Атлангериева.

По информации автора книги "Адмирал ФСБ (Герой России Герман Угрюмов)" Вячеслава Морозова, ее главный персонаж убедил муфтия и других полевых командиров пропустить российские войска в Гудермес в 1999 году. За взятие этого города без боя Угрюмов получил звание Героя России. О старшем Кадырове в интервью газете "Известия" будущий адмирал говорил так: "Сейчас можно по-разному относиться к кандидатурам, которые выбрал федеральный центр (я имею в виду Ахмада Кадырова, Беслана Гантемирова и других), но они чётко определили свою позицию по отношению к ваххабитам. Они открыто размежевались с бандитами и с оружием в руках доказали свою позицию. Я считаю, что сам факт того, что такое размежевание произошло, — главная победа".

Сепаратисты тоже считают, что именно чекистская работа на раскол "освободительного" движения помешала им победить. "Именно Угрюмов подготовил и добился подписания авторитетными представителями чеченских больших тейпов "беной" и "алерой" соглашения с российской федеральной властью о том, что они будут запрещать своим юношам вступать в "незаконные вооруженные формирования", — пишет Бек Аккинский, один из подельников Джохара Дудаева.

Будучи контрразведчиком сначала на Каспийском флоте, затем на Тихоокеанском и, наконец, в центральном аппарате ФСБ, где ему поручили отвечать за наведение конституционного порядка в Чечне, Угрюмов большое значение придавал агентурной сети. Благодаря чеченским помощникам ему удалось заманить в ловушку полевого командира Салмана Радуева и схватить министра госбезопасности самопровозглашенной республики Ичкерии Турпал-Али Атгериева.

Чеченским сепаратистам контрразведка не раз путала карты, поэтому одной из главных задач они ставили дискредитацию ФСБ. Для этого частенько использовались либеральные СМИ. После того, как Арби Бараев осенью 1998 года отрезал и выкинул на дорогу на всеобщее обозрение головы трех британцев и новозеландца, его тут же стали называть агентом ФСБ. Вячеслав Морозов полагает, что эта дезинформация была выгодна, прежде всего, "президенту Ичкерии" Аслану Масхадову, который таким образом очернил не только спецслужбы, но и своего врага Бараева, подчинявшегося Хаттабу и кровожадностью порочившего чеченскую освободительную идею. Арби уничтожили вскоре после смерти Угрюмова. По словам генерал-майора ФСБ Александра Здановича, эту операцию планировал адмирал, но не успел осуществить сам.

Угрюмова сепаратисты обвиняли в особой жестокости к чеченцам. Утверждалось, что он задумал ракетный удар по центру Грозного в 1999 году, когда под обстрел попал роддом и были убиты роженицы и младенцы.

В 2002 году пресса предъявила Угрюмову еще один "скелет в шкафу". Его назвали "куратором программы взрывов" в Москве и Волгодонске, а также сорвавшегося теракта в Рязани. Основано оно было на признаниях террористов-карачаевцев Тимура Батчаева и Юсуфа Крымшамхалова. Они были причастны к взрывам, но только через три года решились признаться, что оказались одурачены агентами ФСБ и, устраивая теракт во имя свободы чеченского народа, на самом деле действовали в интересах Германа Угрюмова. Потом какие-то комментаторы приписали Угрюмову слова о том, что если для прихода к власти Путина понадобилось взрывать дома, то "сколько же придется пролить крови, чтобы его оттуда убрать?". Якобы, эта фраза и стала причиной неожиданной смерти адмирала.

Все эти разоблачения продиктованы чувством мести контрразведчику, благодаря добросовестной работе которого Чечня осталась в составе России. Нынешний глава республики Рамзан Кадыров считает, что Герман Угрюмов успешно руководил "сложной и многосторонней деятельностью по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом" и "внес большой вклад в обеспечение безопасности государства, сохранение суверенитета". Этим он заслужил, чтобы его именем называлась улица в восстановленном Грозном.

Светлана Болотникова

топ видео
новости региона