Главный редактор грузинского военно-аналитического журнала "Арсенали" Ираклий Аладашвили дал эксклюзивное интервью GTimes. Военный эксперт рассказал о перспективах вступления Грузии в НАТО, военной помощи США, участии республики в контртеррористической операции в Афганистане и сборке собственных образцов техники.
- Грузия по-прежнему остается страной-претендентом на вступление в НАТО. На ваш взгляд, по каким критериям она соответствует требованиям Альянса и над чем еще предстоит работать?
- Грузия, конечно же, остается претендентом на вступление в НАТО. Есть несколько критериев соответствия требованиям блока, но на данном этапе основной - это политический. Именно он препятствует членству Грузии в Альянсе. Об этом говорил и сам генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он пообещал, что блок будет наблюдать за республикой, в особенности за тем, как будут проходить парламентские и президентские выборы.
- Есть ли перспективы получить План действий по членству в НАТО в рамках саммита Альянса в Чикаго в мае этого года?
- Многие думают, что в Чикаго Грузия не получит Плана действий, а лишь повторится история 2008 года, когда некоторые государства выступили против этой идеи. Хотя я считаю, что если бы тогда решение было другим, не было бы войны в августе.
- Продолжит ли Вашингтон поддерживать вступление Грузии в НАТО после президентских выборов в США?
- Думаю, новая президентская команда Соединенных Штатов тоже будет поддерживать Грузию на пути евроатлантической интеграции. В чем именно будет заключаться эта помощь - сказать пока сложно. Ведь непонятно, кто победит - демократы или республиканцы. Неясно и то, какой будет мировая ситуация на тот момент. К примеру, случится ли конфликт в Иране.
- Грузинские миротворцы участвуют в операции НАТО в Афганистане. Повышает ли это шансы на вступление Грузии в Альянс?
- Это участие началось еще два года назад. На данный момент в исламской республике находится 925 грузинских военнослужащих. Для нашей республики это большой вклад в миротворческую операцию, поскольку многие государства, в том числе и члены НАТО, имеют меньший военный контингент. Если говорить о шансах на вступление Грузии в Альянс в связи с участием страны в операции, то прямой связи здесь нет. Тот же Расмуссен в прошлом году это подтвердил. Да, в НАТО благодарны Грузии за усилия в Афганистане, но подчеркивают, что главное - это развитие демократии.
- США создают в Европе систему ПРО. Может ли Грузия стать частью этой системы в плане установки на ее территории радаров и противоракетных комплексов?
- Сейчас Россия говорит о том, что будет отвечать на размещение систем противоракетной обороны у своих границ. Но, на мой взгляд, радары никак не могут угрожать безопасности России. Чисто с технической точки зрения, на примере радиолокационной станции в Турции, могу сказать, что она "смотрит" только в одну сторону. На 360 градусов она не вращается. Так что если такую РЛС установят в Грузии, то она будет направлена только на Иран. В этой ситуации Россия оказывается, наоборот, в тылу.
- Конгресс США обсуждает возобновление поставок оборонительного вооружения в Грузию. Можно ли надеяться на позитивный исход?
- Грузия - свободное государство, на которое не наложено оружейное эмбарго. Поэтому Тбилиси имеет право приобретать любое вооружение, которое ему понадобится, кроме ядерного и ракет радиусом действия больше 300 километров. В том, что американские конгрессмены выступают за продажу Грузии оборонительного вооружения, нет ничего удивительного. Впрочем, до сегодняшнего дня нынешний президент Соединенных Штатов, дабы не испортить отношения с Россией, не продавал Тбилиси оружия.
- В прошлом году с конвейера сошла бронемашина "Дидгори". На ваш взгляд, обладает ли Грузия потенциалом для производства собственного оружия и техники?
- Сейчас бронемашины "Дидгори" проходят испытания в грузинской армии. У них хороший потенциал, в том числе и с точки зрения экспорта. У Грузии недостаточно денег, чтобы закупать всю технику за границей. И если мы организуем сборку определенных видов техники у нас в республике и будем продавать ее за границу, это, без сомнения, станет позитивным моментом. Я напомню, что раньше, с 1979 года, у нас на Тбилисском авиационном заводе собирались штурмовики Су-25. И, кстати, сейчас они находятся на вооружении у армии России.