В России начался осенний призыв, в ходе которого в армию планируется отправить 150 тысяч новобранцев. Служить отправятся и жители Чечни, которых до недавнего времени не принимали в ряды российских войск. А на юге страны появятся особые спортивные роты, члены которых, как надеется командование, могут войти в олимпийскую сборную РФ.
Осенняя призывная кампания пройдет во всех регионах России с 1 октября до 31 декабря 2013 года. За это время в российскую армию отправятся служить около 150 тысяч молодых людей в возрасте от 18 до 27 лет. Одним из лидеров по подготовке к призыву в Генштабе называют Краснодарский край — оттуда планируется призвать не менее 5 тысяч новобранцев.
Не отстает и Ростовская область — там планируют отправить на службу 4,5 тысячи призывников и 1,4 тысячи контрактников. Как сообщил военный комиссар региона Анатолий Трушин, в настоящее время подано уже 200 заявок от желающих заключить контракт. По его словам, большинство призывников будут служить в сухопутных войсках. Более 200 человек направят в Волгоград для укомплектования местной казачьей части, и лишь 30 человек отправят в распоряжение воздушно-десантных войск. Кроме того, традиционно призывники из Ростовской области будут проходить службу в президентском полку и на военных кораблях "Азов" и "Новочеркасск".
В осенний призыв будут сформированы четыре спортивные роты — в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, подмосковной Балашихе и Самаре. Заместитель начальника Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал-майор Евгений Бурдинский не исключил, что солдаты и этих рот примут участие в Зимней Олимпиаде в Сочи. "Спортивные роты — это наиболее актуально в преддверии зимней Олимпиады, потому что мы надеемся на то, что молодые люди, которые поступают в войска, они также примут участие и войдут в состав сборных России", — сказал он.
Призывная кампания затронет и Чечню — соответствующий указ 25 сентября подписал глава республики Рамзан Кадыров. Представитель военного комиссариата Чечни отметил, что призывной контингент в республике на сегодняшний день составляет свыше 80 тысяч человек.
Военный эксперт Борис Подопригора уверен: кавказцы должны служить. "Моя позиция очень лаконично может быть сформулирована, — заявил эксперт в беседе с BigCaucasus. — Я за то, чтобы как можно больше юношей кавказского происхождения призывать в армию. Потому что это, на мой взгляд, самое убедительное, самое проверенное, школа общефедерального проживания. Мне кажется так, что советский опыт в этом смысле востребован в большей степени, чем в каких-либо других сферах".
"Мы по-разному можем относится к традициям советской армии, но то, что в одном коллективе находились представители самых разных национальностей, самых разных социальных слоев, мне кажется, способствовало укреплению тогдашнего нашего единства. И, мне кажется, что даже с поправкой на сегодняшнее время, эту традицию необходимо возрождать. В каждом регионе есть своя специфика. Даже в привычных для нас местностях. Я вот сейчас работаю в Карелии, тут тоже есть свои нюансы. Но, мне кажется, нюансы — это предмет заботы конкретного, может, военкома или его помощника по воспитательной работе, а я говорю по различия между, скажем, Дагестаном и Кабардино-Балкарией", — подчеркнул Подопригора.
Читайте также: Дагестанский батальон как смертный приговор
Напомним, что масштабного призыва в армию в Чечне не было с 1992 года. Осенью 2001-го в республике был проведен эксперимент с призывом на срочную службы 70 молодых людей. Все они были направлены на службу в спортивную роту мотострелковой бригады, дислоцированной в Московском военном округе. Но уже через несколько месяцев всех призывников из Чечни вернули домой из-за многочисленных конфликтов с сослуживцами и офицерами части. В 2007 году появилась информация, что чеченцев планируется призывать на службу в части российской армии, дислоцированные за пределами республики, и в Грозном прошли акции протеста. И только летом 2012 года в подразделения "Север" и "Юг" были призваны 150 новобранцев из Чечни. Более 80 процентов из них, по данным военной комендатуры республики, приняли решение продолжить военную службу по контракту.
В Чечне молодые люди хотят служить в армии, утверждают в военкомате. "Если бы в республике проводился полноценный призыв, то одна только Чечня смогла бы в значительной мере решить проблему нехватки призывников в нашей стране. Но вот уже более 20 лет, начиная с 1992 года, наших ребят фактически не призывают на службу в ряды вооруженных сил, несмотря на то, что тысячи ребят буквально рвутся служить", — уверяет представитель военного комиссариата ЧР.
Схожая ситуация и с Дагестаном: призывников оттуда берут с большой неохотой. Главная причина — дисциплина, которая у выходцев из этой республики сильно хромает.
"Ситуацию с дисциплиной наших призывников я бы охарактеризовал как очень плачевную, — признал военный комиссар Республики Дагестан Даитбег Мустафаев. — Даже если взять пример этого призыва. В начале ноября мы призвали в одну из воинских частей, дислоцированных в Челябинской области, около 50 призывников. Уже через 10-12 дней командование части начало жаловаться, что часть новобранцев из нашей республики, примерно 10-15 человек, плохо себя ведет. Они отказываются выполнять требования устава, ссылаясь на каноны ислама и т. д. После этого я вызывал к себе родителей этих молодых людей и в их присутствии по телефону разговаривал с этими ребятами и их командирами. В ходе разговора они признали, что и полы надо мыть, и за собой убирать, и постель заправлять".
Читайте далее: Дагестанцев в армию бесплатно не берут
Оправдывать бойкот, объявленный в свое время Министерством обороны дагестанским призывникам, повсеместно и по всем статьям нельзя. Корреспондент BigCausasus в частных беседах с уже отслужившими молодыми людьми и в обсуждениях с чиновниками убедился, что проблема недисциплинированности дагестанских призывников преувеличена. Хорошо известны примеры предвзятого отношения к военнослужащим из Дагестана со стороны командиров. "Я думаю, такая проблема тоже есть. Это встречается на уровне командиров низового звена — командиров взводов, рот. Не могу сказать, чем это обусловлено, возможно, тем, что они мало знают о Северном Кавказе", — считает комиссар Дагестана.