В Грузии закрывают детские дома. Пишут - за ненадобностью. Это не значит, что в стране исчезли сироты. Просто Михаилу Саакашвили и его министрам не хочется, чтобы правозащитники тыкали пальцем: вот, у вас дети живут в ужасающих условиях. Детские дома, которых до недавнего времени в Грузии насчитывалось 46, действительно производили очень гнетущее впечатление. Теперь их ликвидируют в срочном порядке, рассовав детишек, словно товары в магазине, по приемным семьям.
Реформа детских сиротских учреждений в Грузии идет экспромтом. Стоило омбудсмену раскритиковать их состояние, как власти нашли кардинальное решение проблемы: закрыть все детские дома. В следующем году их не должно остаться вообще, хотя совсем недавно насчитывалось 46.
Народный защитник обратил внимание на то, что в детских домах есть факты дискриминации, принуждения детей к труду, проблемы с питанием, случаи насилия со стороны персонала. Но он даже не предполагал, какие последствия будет иметь этот доклад.
Спору нет, жизнь ребятишек в домах семейного типа более уютна, и по пути сокращения крупных учреждений идут все цивилизованные страны мира, в том числе Россия. А уж Грузии с ее кавказским менталитетом и вовсе должно быть стыдно за неприкаянных сирот. Почитайте грузинских классиков – всегда богатые семьи брали к себе на воспитание детей родни в случае смерти родителей или непроходимой бедности. Детдома появились лишь в советский период. В 90-е годы их число возросло. Избавиться от этого коммунистического и шеварднадзевского наследия для Саакашвили так же важно, как снести памятник Сталину.
Но дети – не камни. У них тонкая психика, и чехарда со сменой приемных родителей и детских домов сказывается на ней очень плохо. Правозащитники предупреждают, что ускоренная реформа только ухудшит положение обездоленных ребятишек. Примеры уже есть. В Дигоми, пригороде Тбилиси, детский дом был расформирован в рекордные сроки. На его месте организован военно-тренировочный центр, из-за чего, собственно говоря, и возникла спешка.
57 ребятишек, которые жили в дигомском детдоме, были либо возвращены биологическим родителям, либо помещены в приемные семьи, либо отправлены в другие учреждения для сирот. Это стало для многих из них психологической травмой, считают специалист по вопросам семьи и детства ЮНИСЕФ Натия Парцхаладзе и Джаба Начкебия, глава неправительственной организации "Дети Грузии". Они отмечают, что государство ни морально, ни материально не помогло семьям и воспитанникам детдома подготовиться к перемене образа жизни.
Такая же участь постигла и еще 28 детских домов в Грузии.
Кто-то из опекунов взял себе воспитанников только ради 450 лари в месяц, которые платит правительство. По сравнению с минимальными зарплатами, это существенная сумма. Но выполнять все условия договора с государством по содержанию приемышей (одевать, полноценно кормить, водить на дополнительные занятия) на 450 лари невозможно. А поскольку договор опеки заключается на три месяца, то часть семей обязательно начнет возвращать детей назад. Но детдома будут уже расформированы. Придется сидеть во временных приютах, а потом отправляться в новую семью, возможно, опять лишь на три месяца.