В Милли Меджлисе Азербайджана прошли дебаты по изменению конституции. Депутат-оппозиционер Гудрат Гасангулиев предложил переименовать страну в Республику Северный Азербайджан. Гасангулиева поддержали его коллеги из других фракций. По словам парламентариев, их страна - это только фрагмент большого азербайджанского государства, расколотого в XIX веке Россией и Ираном. Чего добивались парламентарии, GTimes рассказал азербайджанский политолог Ровшан Ибрагимов.
Гудрат Гасангулиев (Единая партия Народного фронта Азербайджана) предложил Милли Меджлису принять историческое решение: пересмотреть ряд договоров, внести изменения в 11 статью конституции Азербайджана и переименовать государство в Республику Северный Азербайджан. Депутат обосновал это тем, что "две трети Азербайджана входят в состав нынешнего Ирана". Гасангулиев сказал, что в этой исторической несправедливости виноваты договоры XIX века, заключенные царской Россией и шахским Ираном.
Депутат имел в виду Гюлистанский и Туркманчайский договоры. Первый был подписан Россией и Персией после окончания русско-персидской войны 1804-1813 года в селении Гюлистан (ныне - в составе Нагорного Карабаха). По этому документу к России отходили следующие территории: Дагестан, Картли, Кахетия, Мегрелия, Имеретия, Гурия, Абхазия и часть современного Азербайджана, где находились следующие ханства: Бакинское, Карабахское, Гянджинское, Ширванское, Шекинское, Дербентское, Кубинское. К России отошла также часть Талышского ханства со столицей в Ланконе (ныне - Ленкорань).
Второй договор Россия и Персия подписали в феврале 1828 года, в деревне Туркманчай (район Тебриза). По этому договору Персия уступала России Эриванское и Нахичеванское ханства. Туркманчайский договор подтвердил территориальные приобретения России, полученные ранее в Гюлистане.
Гудрат Гасангулиев дал понять Милли Меджлису, что документы шахской Персии и царской России - дела давно минувших дней, предания глубокой старины. Его инициатива была поддержана другими депутатами, в частности Сиявушем Новрузовым, заместителем исполнительного секретаря правящей партии "Ени Азербайджан".
"Вопросы, поднятые моим коллегой - очень важные", - сказал Новрузов. "В мире имеются такие примеры, как Северная Корея и Южная Корея, Северный и Южный Кипр. Было бы целесообразным, если бы Азербайджан, как расколотое государство, назывался бы Северным Азербайджаном", - цитируют Новрузова российские СМИ. Новрузов согласился с коллегой, что раскол исторического Азербайджана - это результат старых договоров, которые должны быть пересмотрены. Фазаил Агамалы, лидер партии "Ана Ветен", предложил вынести вопросы переименования страны и пересмотра договоров на национальный референдум. Агамалы, сторонник переименования, настаивает на том, чтобы 11 статья азербайджанской конституции выглядела так: "Азербайджанская Республика (Азербайджан) состоит из Северного, Южного и Западного Азербайджана". Издание напоминает, что последние являются частью Исламской Республики Иран. Со стороны заявление депутатов Меджлиса выглядит как прямой вызов Ирану.
Читайте также Иран Азербайджану не по зубам?
Одним из первых по этому поводу высказался армянский публицист Мак Григорян. В своем ЖЖ Григорян спрашивает: "Что это? Давняя идея "Великого Азербайджана", озвученная еще первыми пантюркистами? Или способ отвлечь жителей страны от реальных проблем?" Вслед за Григоряном задумались журналисты, политологи, историки. Мечта Абульфаза Эльчибея об объединении северного и южного Азербайджана в одно государство не умерла вместе со вторым президентом этой страны. О ней часто вспоминают и в Баку, и в Тебризе - столице иранских азербайджанцев.
Свое видение истинных намерений депутатов Милли Меджлиса в интервью GTimes изложил азербайджанский политолог Ровшан Ибрагимов.
"Я считаю, что заявления депутатов не связаны с атакой на Иран. Это, скорее всего, реакция на публикации некоторых иранских СМИ, которые в последнее время ведут необоснованную информационную войну против Азербайджана. В Азербайджане вещает иранский тюркоязычный канал "2A", он занимается активной антиазербайджанской пропагандой. Этот канал напрямую говорит, что азербайджанская государственность несостоятельна, что Азербайджан - это историческое продолжение нынешнего Ирана, и так далее. Такая риторика во многом обусловлена арестами ряда активистов Исламской партии Азербайджана. Им инкриминировали подрывную работу в Азербайджане в пользу Ирана. Такие антиазербайджанские акции Ирана - далеко не первые. Поэтому в Баку идет такая реакция, что нужно переименовать государство.
Вопрос переименования - это конституционный акт. Без национального референдума предложения Милли Меджлиса так и останутся рефлексией на антиазербайджанскую риторику, которая уже несколько месяцев идет из Ирана. Также стоит помнить, что еще в 1918 году шахский Иран отнесся негативно к официальному наименованию независимой Азербайджанской Демократической Республики (АДР). Он считал, что мусаватистское правительство претендует на иранские северные территории, где живут азербайджанцы. Правительству АДР удалось убедить Тегеран, что у Азербайджана нет претензий на исторический Азербайджан в составе Ирана. Благодаря этому Иран одним из первых признал независимость АДР. В 1991 году, когда возникло независимое азербайджанское государство, прений по этому вопросу уже не было. Иран был восьмым по счету государством, признавшим Азербайджан. Если мы, азербайджанцы, говорим сейчас на тему такой территории, как Южный Азербайджан, мы сигнализируем Ирану: если он не воспрепятствует антиазербайджанской риторике со своей стороны, он может столкнуться с негативной реакцией Баку. Никогда Азербайджан не вел экспансионистской политики в отношении Ирана. Да, были отдельные высказывания во время правления Эльчибея. Но в данный момент такие реплики никак не соответствуют нашим национальным интересам".