Экологи среагировали на поручение президента неоднозначно. Визит Саргсяна в парк и его поручение обусловлены двумя факторами: предвыборный контекст и давление гражданских активистов, отмечает в беседе с GTimes член инициативной группы "В защиту Техута" эколог Артур Григорян. На его взгляд, перед предстоящими 6 мая парламентскими выборами президент явно не захотел "получать удары" от гражданских активистов.
Читайте также: Армения: "мертвые души" идут на выборы?
Другой гражданский активист Армен Ованисян в беседе со СМИ заявил, что своим поручением президент продемонстрировал, что вопросы в Армении решаются не в рамках закона, а по желанию одного человека. Отметим, что из мэрии неоднократно заявляли о возможности демонтажа ларьков только в судебном порядке. "Такие вопросы решаются с участием представительских органов и в рамках закона. Если же возведение указанных ларьков было противозаконным, почему президент вмешался в дело только за несколько дней до выборов? Подождал бы, пока суд примет соответствующее решение. Получается, кто-то может дать нам права, а при желании отнять их", - сказал он.
"Фактически ларьки будут демонтированы на правовой основе "некрасиво", - шутили экологи.
Экологическое движение добивается успеха
Как показывает практика последних трех лет, экологические движения в Армении успешно решают поставленные перед ними задачи. В результате упорной борьбы экологов и гражданских активистов власти отказывались от реализации таких идей, как строительство церкви на месте летнего зала кинотеатра Москва в центре Еревана (2010 год) и сооружения ГЭС около водопада "Трчкан" (2011 год).
В этом процессе грантами успеха экологического движения являются следующие факторы: упорная борьба, освещающие деятельность электронные СМИ, социальные сети, четкая постановка вопроса и отказ от его политизации. Таким образом, активисты ставят перед совой сугубо гражданские проблемы. Дело в том, что в таких централизованных партийно-политических системах, как Армения, политизация проблемы может ввести процесс в тупик, поскольку в этом поле переплетаются различные интересы, и активисты могут быстро трансформироваться в одно из маргинальных оппозиционных политических движений или в партию.
Интересен здесь и тот момент, что экологические движения большей частью с размахом возникают в таких системах, где отсутствует политика. Например, так было в СССР, когда в Армении начались митинги по вопросам экологии. Однако это в закрытых системах. В случае с Арменией примечательно то, что мощь экологического движения при открытости политической системы свидетельствует о наличии большого, еще не выявленного резерва в этом поле.
Аршалуйс Мгдесян