Авторы послания также утверждали, что «любой ребенок знает, какие чудовищные откаты действуют на этом объекте». «Без преувеличения можно сказать, что ремонт Гимринского тоннеля - это афера века в России. Эта черная дыра стала очень соблазнительной и надежной кормушкой для чиновников. Они не допустят, чтобы у них отняли эту кормушку», - писали жители.
Тендер на достройку тоннеля выиграла компания «Мостоотряд-99». Журналист газеты «Настоящее время» Абдулла Алисултанов писал, что это акционерное общество связано с братьями Магомедом и Зияудином Магомедовыми («Смоленскими») и сенатором Ахмедом Билаловым, чей проект «Курорты Северного Кавказа» уже подмял под себя едва ли не все туристические изюминки региона.
«Дорстройхолдинг» попытался отстоять свою правоту в суде, тем более, что к моменту расторжения договора власти задолжали ему несколько миллионов рублей. В Арбитражном суде Дагестана он проиграл, а в апелляционном суде выиграл иск о незаконности расторжения договора. Далее «Дорстройхолдинг» обратился в ФАС России, чтобы оспорить сам факт проведения тендера на достройку тоннеля. Антимонопольная служба уволенную фирму-подрядчика поддержала и передала материалы в отношении заказчика в Следственный комитет.
Однако достраивал тоннель все-таки «Мостоотряд-99». Эта компания нашла компромисс с «Дорстройхолдингом», сообщил корреспонденту GTimes Абдулла Алисултанов. «В итоге билаловские продавили мировое соглашение: люди, которые были должны «Дорстройхолдингу» около 400 миллионов, согласились их отдать и разойтись мирно», - рассказал дагестанский журналист. Он добавил, что шли разговоры, будто за этот долг просили откат, «но это не доказано». А что касается заявления Сергея Ченчика о мошенничестве подрядчиков с 8 миллионами рублей, то это дело не было доведено до суда, «как это обычно и бывает», отметил Алисултанов
Итак, тоннель заработал. Хочется верить, что теперь уже не «временно». Однако перемещаться по нему можно только под неусыпным контролем военных. Горно-лесистый Унцукульский район на южном конце подземной дороги - это постоянная угроза безопасности сооружения. Район считается едва ли не самым неблагополучным в республике. Там базируется преступная ваххабитская группировка, чей лидер Ибрагим Гаджидадаев в 2009 году взял на себя ответственность за убийство министра внутренних дел республики Адильгерея Магомедтагирова. В селе Гимры, в которое упирается тоннель, периодически проходят «зачистки», но они не приносят должного эффекта.
Бандиты неоднократно нападали на военнослужащих. Год назад на главу Унцукульского района Магомедгаджи Тагирова было совершено покушение и погиб его сын. По данным газеты «КоммерсантЪ», Тагиров неоднократно получал угрозы от боевиков и требования о выплате дани "на джихад".
По слухам, ваххабиты облагали «налогом» и строителей тоннеля. Это утверждала в одной из публикаций журналист Юлия Латынина. Фактических подтверждений этому нет, говорит Абдулла Алисултанов, но такие методы у террористов в Дагестане практикуются: «Ваххабиты могут обложить данью какую-то коммерческую структуру. Был случай, когда во время одной спецопераций в Кизляре силовики изъяли более 30 миллионов рублей наличными. Эти деньги шли как раз из таких источников».
«Тоннель нужен всем. Необходимость в нем большая», - подчеркнул Алисултанов. От диверсий ваххабитов его будут охранять, благо концентрация военных там сейчас многократно возросла. Но этот же тоннель сокращает дорогу преступникам из гор и лесов к большим городам Дагестана. А с учетом того, как «неподкупны» северокавказские КПП, надеяться на сторожей у подземного переезда не приходится.