Еще одним важным ходом России в газовой игре стало вчерашнее предложение турецким властям принять участие в проекте «Южный поток». О нем по итогам встречи с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом сообщил вице-премьер России Игорь Сечин, передает ИТАР-ТАСС.
«Южный поток», который пройдет по дну Черного моря в Болгарию, а далее разветвится в Италию и Австрию, волей-неволей конкурирует с европейским Nabucco. Во-первых, его мощность в 63 миллиарда кубометров газа в год составит не только российский, но и среднеазиатский газ. Значит, он или просто отобьет потенциальных поставщиков Nabucco, или же создаст им конкуренцию, что повысит цены на среднеазиатский газ. Это сделает европейский газопровод менее рентабельным. Во-вторых, «Южный поток» тоже диверсифицирует поставки газа в Европу, поскольку исключает из транзитного маршрута неблагонадежную Украину.
Чем может привлечь Турцию участие в «Южном потоке», который не проходит по этой стране? Из России она уже качает топливо по «Голубому потоку», пролегающему по дну Черного моря. Его мощность ограничена небольшим диаметром труб, способным выдерживать давление толщи воды. В связи с этим две страны намерены проложить третью «нитку» газопровода параллельно двум существующим. Но и «Южный поток» мог бы вести российский газ в Турцию, на ее западный край через Грецию.
Кроме того, как любой коммерческий проект, это детище «Газпрома» и итальянской Eni способно приносить прибыль его участникам, в число которых могут попасть и турки. И, что немаловажно, приглашение Турции к сотрудничеству погасит ее ревнивое отношение к «Южному потоку». Ведь Анкара, вероятно, рассчитывала на то, что Россия из-за проблем с украинским транзитом попробует поставлять газ на Балканы через Турцию. А «Южный поток» её обходил стороной. Теперь и эта проблема решается.
Хотя министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз на встрече с Сечиным заявил, что «Южный поток» и Nabucco не являются конкурирующими газопроводами, тесное общение представителей России и Турции губительно действует на процесс переговоров по европейскому газопроводу. Как и Москва, Анкара выторговывает максимально выгодные условия транзита. Она хочет отбирать 15 процентов прокачиваемого по трубе объема топлива по льготным ценам. К тому же Турция увязывает вопрос своего участия в проекте с программой по ее вступлению в Евросоюз, к чему старые европейские страны не готовы.
В мае предполагалось, что Брюссель и Анкара заключат договор по строительству газопровода до конца июня. Позже срок был перенесен на начало июля. А вчера, 2 июля, министр Танер Йылдыз заявил, что в реализации Nabucco «не все зависит от Азербайджана и Турции». «Этот проект должен быть живым, а мы от западных коллег не видим той активности, которую мы видели при реализации Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум. Мы все зависящее от нас делаем, чтобы этот проект состоялся, но мы также ждем активности от наших европейских партнеров», - цитирует его The First News.
Россия последовательно работает и с другими странами, заинтересованными в осуществлении проекта Nabucco. Румынии она предложила построить на ее территории газохранилища «Южного потока», Болгарии - кредит «для преодоления последствий экономического кризиса». Все это, конечно же, Москва делает не для того, чтобы досадить августовскому противнику - Тбилиси. Это - всего лишь бизнес. Но Грузия оказывается в проигрыше.