Читайте также: Грузинская Фемида под колпаком у менеджеров
Грузинские эксперты опасаются, что присяжные заседатели будут действовать в соответствии с устаревшими стереотипами. Особенно трудно им будет в делах об изнасилованиях. Наряду с убийствами при отягчающих обстоятельствах, им их законодательно доверили депутаты. Грузинская женщина в глазах общественности почти всегда остается крайней, если над ней совершили насилие сексуального характера.
"Зачастую женщин винят в провоцировании подобных преступлений своим поведением, - пояснила EurasiaNet координатор программы тбилисского Женского фонда в Грузии Мариам Гагошашвили. Это распространено и в других местах, но в такой стране, как Грузия, скорее чем на Западе услышишь: "Самой надо было быть умнее".
Представим себе присяжных заседателей, которые руководствуются именно такой формулой. Насильники у них окажутся невольными жертвами женской красоты и будут гулять на свободе в поисках очередной провоцирующей красотки.
Надо сказать, в Грузии вообще тема насилия над женщинами долгое время была закрыта для общественного обсуждения. Молодую девушку, "опороченную" мужчиной, за него же и выдавали замуж. А к семейным отношениям понятие "изнасилование" не применялось.
О домашнем насилии в Грузии заговорили только после "революции роз". В 2006 году был принят закон "О преодолении домашнего насилия, защите и помощи жертвам домашнего насилия". А два года назад Женский фонд ООН (ЮНИФЕМ) приступил к реализации проекта SHIELD в этой стране. Он предусматривает защиту жертв сексуального насилия - создание "горячей" телефонной линии, предоставление временного убежища и юридической помощи.
В нынешнем году председатель парламента Грузии Давид Бакрадзе назвал семейное насилие одним из первостепенных по значимости вопросов для страны, которая строит демократию и стремится стать членом Евросоюза. "Этому вопросу Грузия уделяет адекватное внимание, но пока еще факты умалчиваются: женщины-жертвы семейного насилия избегают говорить об этом публично", - отметил Бакрадзе.
Поскольку подобные факты сами женщины тщательно скрывают, то уголовных дел по ним заводят очень мало. За первые девять месяцев этого года зафиксировано лишь 58 преступлений такого типа. Но в следующем году заявлений от жертв может стать еще меньше, так как необходимость в подробностях описывать момент насилия перед 12-ю мужчинами-присяжными еще больше напугает грузинок.
Директор тбилисского Центра социальных наук Маринэ Читашвили предлагает проводить специальную психологическую подготовку присяжных к подобным делам, чтобы они отбросили сложившиеся в обществе стереотипы. Хотя насильники тоже живут в плену у традиционных воззрений, а грузинская женщина в них совсем недавно перестала быть второсортным существом, которое с мужчинами даже за один стол не сажают. Но присяжные должны быть на шаг дальше в движении к западным ценностям, включающим и гендерное равноправие.