В Вене прошло заседание постоянного Совета Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Выступивший на заседании заместитель главы российского МИДа Григорий Карасин призвал коллег продолжить консультации о будущем миссии наблюдателей организации в Грузии и Южной Осетии.
«До обидного категоричным выглядит объявление греческого председательства о приостановке консультаций о новом мандате миссии ОБСЕ на Южном Кавказе», - цитирует РИА Новости российского дипломата. Григорий Карасин предложил еще раз обсудить российский проект работы наблюдателей, который предусматривает создание двух групп мониторинга и согласование практических параметров их деятельности по обе стороны границы «с должным учетом мнений принимающих сторон, то есть не только Тбилиси, но и Цхинвала». По словам замглавы МИД России, ОБСЕ настаивает на том, что подобным предложением Россия якобы «пытается решить статусные вопросы». «При этом греческий проект решения о единственном офисе ОБСЕ в Тбилиси как раз составлен на основе нереальной посылки о территориальной целостности Грузии, - говорит Григорий Карасин. - Или мы хотим совместно дать «зеленый свет» продолжению работы наблюдателей ОБСЕ, или мы и впредь будем заложниками тупиковой политизированной ситуации, выхода из которой на основе такой логики нет».
Действительно, ОБСЕ сейчас стоит перед выбором: либо потакать территориальным амбициям Тбилиси и в итоге покинуть регион, либо занять равноудаленную позицию по отношению к обеим конфликтующим сторонам и остаться на Южном Кавказе ради обеспечения стабильности. Что же касается упреков в адрес России, разместившей своих пограничников в молодых республиках, то такой шаг, по словам Карасина - вопрос не только дружеской помощи Абхазии и Южной Осетии, но и сохранения стратегической безопасности южных рубежей РФ. «Мы лишь за то, чтобы в пограничных зонах был установлен четкий и понятный порядок, - подчеркнул он. - Более того, польза от размещения российских пограничников очевидна: это борьба с наркотрафиком, контрабандой оружия, организованной преступностью и общее укрепление правопорядка».
По словам российского дипломата, военнослужащие находятся в регионе на законных основаниях в соответствии с нормами международного права - согласно Договору о дружбе, сотрудничеству и взаимопомощи с Абхазией и Южной Осетией. Тем не менее, официальный Тбилиси предпочитает выставлять Россию перед Западом в образе «главного врага», даже не задумываясь о нормализации отношений с молодыми республиками. При этом партнеры Грузии всецело разделяют позицию Михаила Саакашвили и охотно идут на военное сотрудничество. «Не можем расценивать это иначе как политическую недальновидность, - считает Григорий Карасин. - Дальнейшее перевооружение грузинской армии, содействие в восстановлении военной инфраструктуры, подготовке сил спецназначения со стороны некоторых стран Запада лишь поощряют официальный Тбилиси к продолжению воинственного курса, политики угроз и провокаций в отношении своих соседей, к росту напряженности в регионе».
При этом работа над повышением боеспособности Грузии целенаправленно скрывается под ширмой гуманитарной помощи и учений в рамках программы «Партнерство ради мира». Очевидно, такой подход связан с тем, что в НАТО и ЕС понимают: вовсе не Россия начала войну в августе прошлого года. «Североатлантический альянс по-прежнему уклоняется от обсуждения августовского конфликта в рамках Совета Россия - НАТО и от ответственности стран альянса за вооружение Грузии», - приводит РИА Новости слова постпреда РФ в Организации Дмитрия Рогозина. По его словам, Москва предлагает провести профессиональный военный обзор ситуации в Грузии до августа прошлого года и того, что происходит сейчас. «Не разобравшись в прошлом, тяжело двигаться в будущее», - заключил Рогозин.
Вот и получается, что международные организации сами загоняют себя в тупик, из которого потом не могут выбраться. А инициируемые ими псевдоинициативы по обеспечению стабильности на Кавказе являются лишь отражением своекорыстных интересов Запада в регионе. Например, выработанная еще в феврале в рамках женевских консультаций идея о создании механизма по предотвращению инцидентов до сих пор не может быть реализована. «Организационные вопросы, которые должны были решиться еще на первой встрече, не решены, а Евросоюз и ОБСЕ не заинтересованы в том, чтобы они были согласованы», - цитирует пресс-служба министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии полпреда президента республики по вопросам постконфликтного урегулирования Бориса Чочиева. Именно по этой причине югоосетинская сторона всерьез задумалась об отказе участвовать в еженедельных встречах, которые, по мнению Цхинвала, попросту превратились в обычные посиделки. Чего, однако, пока не скажешь про ОБСЕ.