Строго говоря, Джапаридзе не являетсягрузинским бизнесменом. И дело даже не том, что весь его капитал размещен в России, как, например, и у Иванишвили. Просто этот олигарх родился в Махачкале, а в Сакартвело никогда не жил. Поэтому его путь к успеху, в чем-то схожий с историей нашего первого героя, существенно от нее же отличается: ведь Джапаридзе жил в громадной России, где при наличии мозгов заработать деньги было куда легче. А в маленькой Грузии, чтобы совершить рывок в будущее, даже очень толковому аспиранту Гие Джохтаберидзе пришлось строить карьеру так, как это принято на Кавказе - через родственные связи.
Так вот, вернемся к Александру Джапаридзе. В юности он грезил математикой и закономерно возмечтал поступить на физмат МГУ. Но вступительные экзамены провалил - наверное, и к лучшему. Гуляя по широким проспектам российской столицы, он набрел на здание с табличкой "Институт нефтехимической и газовой промышленности". Прочел и вспомнил отца своей девушки - нефтяника, обеспечившего дочку брильянтовыми серьгами, по тем временам неслыханно дорогими. Так и пришла к юному Саше мысль податься в энергетику. На сегодня он - владелец самой крупной доли в компании "Евразия", которая контролирует около 20 процентов рынка бурения в Западной Сибири, на Урале, Каспии и в Казахстане. Среди его клиентов - "Роснефть", "Газпромнефть" и много других известных фирм.
Но интереснее в троице грузин-толстосумов выглядит Бидзина Иванишвили, этакий грузинский Форд. Он на три года младше Джохтаберидзе и на год младше Джапаридзе, родился не в богатой семье у моря, а в самой что ни на есть дыре - селе Чорвила неподалеку от промышленного города Чиатура. У большинства его сверстников, выросших в этих вечно депрессивных местах, был только один путь - под землю, на шахты в близлежащие пыльные и беспросветные городишки Сачхере, Чиатуру и Ткибули.
Но Иванишвили по проторенной дорожке не пошел. Он отправился в Тбилиси и там устроился работать сначала уборщиком, потом подсобным рабочим, а вскоре и шлифовальщиком. Родители, раз в месяц приезжавшие из деревни подкормить полуголодного сына, буквально силком тащили его на вокзал, пытались забрать домой, где всегда было что поесть и чем заняться по хозяйству. Но у юноши были совсем другие планы: он закончил Тбилисский государственный университет, стал кандидатом экономических наук и со временем умудрился монетизировать весь накопленный жизненный опыт. Хватило на четыре миллиарда долларов с лишком, если верить Forbes. Теперь в его активе банк "Российский кредит", фармацевтическая компания "Доктор Столетов", группа компаний "Уникор" и доли в других разных компаниях. Только вот к Грузии они никакого отношения уже не имеют.