В Грузии, по большому счету, есть две точки зрения на обстоятельства прошлогодней войны, которая началась с ожидаемого, и в то же время внезапного нападения грузинской армии на Цхинвал. Официальный Тбилиси во всем по-прежнему обвиняет якобы спровоцировавшую его Москву. Оппозиция злится на неосмотрительного президента Михаила Саакашвили и не может смириться с потерей Абхазии и Южной Осетии. Россия советует грузинам пенять на себя.
Очень немногие люди в Грузии готовы сейчас признаться, что в произошедшем расколе страны виноваты сами грузины. О тех, кто понимает, что страну завела в тупик прозападная ориентация в ущерб дружбе с Россией, GeorgiaTimes писала накануне.
Но абсолютное большинство грузинских политиков, экспертов, общественных деятелей продолжают преклоняться перед Европой и США. Если они и видят связь между собственным стремлением в НАТО и российской поддержкой Абхазии и Южной Осетии, то уж точно не собираются винить себя в этом. Даже наоборот, с их точки зрения, факт того, что Россия отстаивает свои интересы в отношениях с приграничными странами является доказательством агрессивности северной державы, хотя именно так поступают все «сильные мира сего».
Размышляя таким образом, грузинские официальные лица и по сей день в развязывании прошлогодней войны обвиняют Россию. Мол, она спровоцировала Грузию дать бой «градами» по Цхинвалу. Тому самому, который «доброжелательные» грузины включают в свои территории, и жителей которого до сих пор пытаются называть согражданами. Даром, что бомбили их год назад. Так вот заместитель министра иностранных дел Грузии Александр Налбандов в интервью газете «Время новостей» и сейчас заявляет, что Россия, в отличие от Грузии, не извлекла уроков из прошлогодней войны, поэтому якобы устраивает провокации на границе.
«Провокации идут оттуда, где правят режимы, опирающиеся на российские штыки. Обвинения в адрес Грузии по поводу нагнетания обстановки безосновательны, это подтверждают и наблюдатели Евросоюза, работающие вблизи Абхазии и Южной Осетии. А вот в Абхазию и Южную Осетию им доступ из-за позиции России запрещен», - заявляет представитель внешнеполитического ведомства Грузии. Так ведь и с грузинской стороны под каждый куст наблюдателя не посадишь, и кто палит по осетинским наблюдательным пунктам и селам, до сих пор не понятно.
Но вот об уроках, которые извлекла Грузия, Налбандов сильно распространяться не стал. «И нам, и международному сообществу следует быть начеку», - только и сказал он по этому поводу, имея в виду нынешнее обострение на югоосетинской границе. Да повторил старый тезис: «Наш вектор интеграции в евроатлантические структуры с возможностью полноправного членства в них в более отдаленной перспективе остается актуальным».
На Запад ориентируются и грузинские оппозиционные политики. Но они-то как раз извлекли урок из прошлого августа, и поняли, что проблемы - не в России, а во внутреннем положении дел в Грузии. Правда, «антураж» выступлений оппонентов власти - стремление соответствовать западным демократиям и восприятие независимости Сухума и Цхинвала как их «оккупацию Россией» - остаются теми же. Но причины войны и ее последствий иные. В их глазах в августовской трагедии виноват, прежде всего, неуравновешенный глава государства. И созданная им политическая система, при которой небольшая группа людей может втихую принимать такие судьбоносные для страны решения, как приказ о начале войны, участие и победа России в которой были предрешены.