«В первую очередь нам надо разобраться с местной криминальной группировкой, которая захватила власть в Грузии и никак не хочет ее отдавать никому - ни народу, ни своим политическим партнерам или оппонентам», - размышляя об уроках августовской истории, заявил в эфире радио «Свобода» бывший министр по вопросам национального урегулирования Георгий Хаиндрава.
Он полагает, что эту проблему грузинам будет решить намного проще, чем наладить взаимоотношения с Россией с выгодой для Грузии, то есть, возвратив утраченные регионы. «Я уверен, что это возможно. Я не помню, чтобы какая-нибудь история, связанная с вторжением войск на территорию другой страны, рано или поздно не кончалась бы выводом этих войск с этой территории», - утверждает он. Хотя аргументация абхазов и осетин как раз построена на том, что их земли совсем недолго были в составе Грузии, и именно в годы советской власти, названные ныне грузинами с подачи прибалтов «оккупацией». (Не брать же в расчет древний мир и средние века, когда все народы распределялись по планете иначе!)
В любом случае, уверен Хаиндрава, если балтийские страны и тот же Азербайджан нашли пути к нормальным взаимоотношениям с Россией, без ущерба для себя, то и Грузия может сделать это. «В первую очередь надо искать в самом себе ошибки, в самом себе проблемы и приводить к власти разумное и нормальное правительство, а не этих комсомольцев, которые сегодня правят Грузией», - повторился он.
Хаиндрава отмечает и легкомыслие тех грузинских политиков, которые надеялись на помощь Запада и США, когда шли на августовскую авантюру. «Надо четко понимать, что любая страна будет помогать тебе настолько, насколько это входит в ее интересы. Если есть у кого-то иллюзия, что высшие чины США приезжают сюда, чтобы защищать интересы Грузии, то, я думаю, они очень ошибаются», - заявил экс-министр.
На те же ошибки грузинского руководства в интервью радио «Свобода» указала и бывший спикер парламента Грузии, а ныне один из лидеров грузинской оппозиции, лидер партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. «Я уверена, что любое демократическое правительство посчитало бы себя обязанным подать в отставку после потери 20 процентов территории», - говорит она, честно признавая, что «зла на Саакашвили». Она также указывает, что со времен августовской войны грузинское руководство не сделало ни одного «адекватного шага» для решения создавшейся проблемы. «Я слышу до сих пор, что война не закончена, что она продолжается. Это что значит? Что мы опять должны воевать с Россией? Я еще раз хочу подчеркнуть - да, я зла на Россию, я обижена на Россию, но это не значит, что я за то, чтобы мы воевали с Россией», - подчеркивает оппозиционерка. По ее мнению в том-то и заключается «мужество и ум государственного деятеля», «чтобы находить пути для диалога в самых сложных ситуациях».
Нино Бурджанадзе, как и все грузины, надеется, что страна однажды воссоединится. Но ни Сухум, ни Цхинвал, ни тем более Москва не оставляют им этого шанса. Те, кто борется сейчас за восстановление Грузии в старых границах, должны предъявлять претензии не к России, а к руководству Грузии, считает заместитель министра МИД РФ Григорий Карасин. «Принятие Южной Осетии было для России непростым решением, но оно является адекватным для поддержания стабильности и мира в регионе», - подчеркивает он. Выводы Карасина из уроков а прошлого августа относятся прежде всего к Грузии: «силовые авантюры для решения международных проблем являются аморальными, контрпродуктивными» и «политическая мудрость состоит не в том, чтобы отдавать приказы, а в том, чтобы принимать адекватные меры для решения проблем».