Последняя неделя Рамадана в Дагестане ознаменовалась полным торжеством ислама. Взорваны два магазина, торговавшие спиртными напитками. Можно допустить, что таким образом мусульманское население республики сопротивляется правительственным планам по развитию туризма. Но ведь там живут представители и других конфессий, которым пить алкоголь не воспрещается. Почему же в данном случае салафиты не апеллируют к демократическим принципам государства так, как они делают, например, отстаивая хиджабы?
В Махачкале взорваны два магазина со спиртным. Сначала теракт произошел в гастрономе, расположенном на пересечении улиц Ярагского и Котрова. Прохожие забросили туда пакет с зажигательной смесью. Были ранены охранник, продавщица и 14 посетителей. А чуть позже взрыв прогремел у магазина "Кристалл". Взорвался лишь детонатор, поэтому разрушения небольшие, а пострадавших нет. Вторая бомба у того же магазина оказалась муляжом.
По закону, принятому Народным Собранием в апреле, в месяц Рамадан торговля алкоголем в Дагестане полностью запрещена. Но, надо полагать, взорвали торговые павильоны не блюстители закона, а блюстители нравственности. Таковыми себя считают радикальные дагестанские трезвенники - приверженцы "чистого" ислама, салафиты. Можно с ними согласиться, что пьянство - большая беда и для самого пьяницы, и для его семьи. Но, во-первых, пьющий человек - как свинья, которая грязь везде найдет. А во-вторых, каждое разумное существо выбирает свой путь и пожинает плоды своей жизни, и если его поведение не ущемляет свободу других, то в чем проблема-то?
Ваххабиты, как известно, отличаются нетерпимостью к людям иных воззрений. Еще в 2010 году "моджахеды" республики объявили "джихад" торговцам спиртными напитками, а также распространителям наркотиков, гадалкам и владельцам казино и саун. В Махачкале тогда появились листовки такого содержания: "Мы объявили вам войну и вашему шайтанскому бизнесу, который вы делаете на горе и слезах людей, сеете разврат и умножаете грехи".
Авторы листовок обещали сжигать притоны, взрывать "места, где занимаются харамом", обстреливать казино. Правоверным мусульманам такие заведения посещать не рекомендовалось, так как "в любой момент они могут быть уничтожены вместе с их обитателями".
С тех пор охота на торговцев алкоголем в Дагестане не прекращается. В половине сел горных районов спиртное уже вообще не продают. В других населенных пунктах достать его становится проблематично. А со вступлением в силу нового закона июль и начало августа вообще стали временем трезвости как для местных жителей, так и приезжих.
Самый печальный факт, что взрывы одобряют многие вполне миролюбивые дагестанцы. "Торговцы спиртным нарушали закон, а полиция смотрела на это сквозь пальцы, и правильно, что их наказали", - рассуждают завсегдатаи дагестанских интернет-форумов. И ничего, что пострадали случайные посетители, которые в гастрономе молоко, может быть, покупали. А взорванный алкогольный магазин "Кристалл" вообще весь этот месяц не работал, как предписывает республиканский закон.
Неприятие индустрии развлечений поддерживается не только ваххабитскими, но и тарикатскими имамами. Убитый позавчера шейх-кумык Ильяс-хаджи Ильясов еще два года назад возмущался планами по развитию туризма в республике. "Будут строиться гостиницы, а там будет выпивка, наркотики, разврат. Дагестан превратится в большой публичный дом, - сетовал он в интервью республиканской газете "Настоящее время". - А кто хоть немного это осмысливает, не должен этому радоваться. Да, туризм это хороший бизнес, но не для нас, Дагестана. Яркий тому пример: кругом стали сауны и кем они были переполнены? Это же цветочки по сравнению с тем, что ожидается".
О представителях других конфессий, которым спиртное в принципе не запрещено, мусульмане Дагестана, равно как и Чечни, вообще не беспокоятся. Без права на алкоголь остаются около 10 процентов жителей республики, не исповедующих ислам, а это около 300 тысяч человек, и туристы. Их мнение не учитывают ни ваххабиты, ни парламентарии. На попытки напомнить о себе они грозно предупреждают: "Дагестан - мусульманская республика". О том, что она все-таки находится в Российской Федерации, и на нее распространяются демократические принципы, предлагают просто забыть.
Но когда 80 процентов русского населения соседнего Ставропольского края возражает против хиджабов в школе, мусульманская общественность резко вспоминает о своих конституционных правах и демократических принципах светского государства, о праве жить и одеваться в соответствие со своими религиозными убеждениями. Они идут в российский суд и с помощью законов демократического государства требуют прав для мусульманского меньшинства, в то же время отказывая в таких правах христианскому, иудейскому и атеистическому меньшинству Дагестана. Точно так же мусульмане недовольны запретом на ношение хиджабов в некоторых европейских странах, но когда европейские женщины прибывают в арабские страны, им запрещают ходить в мини-юбках.
На вопрос корреспондента BigCaucasus о том, почему приверженцы салафитского ислама требуют в России соблюдения их права на свободу следования своим религиозным убеждениям, но при этом взрывают магазины и кафе со спиртным, нарушая чужие права на частную собственность, знакомый дагестанский приверженец чистого ислама кратко ответил: "Саляфиты разделяются на вооруженные группировки и на умеренные". Из чего можно сделать только один вывод: к демократическому государству апеллируют только умеренные. Вооруженные в "кяфирские" суды и полицию не обращаются, а сразу взрывают и расстреливают. Но и те, и другие, и даже приверженцы "традиционного ислама" поддерживают процесс превращения Дагестана из светской республики в мусульманскую, хотя это и противоречит светскости всей остальной России.