2005 год стал для Грузии рекордным по количеству поставленного на экспорт вина, три четверти которого было отправлено в Россию. Тогда местные виноделы заработали более 80 миллионов долларов. После того как Москва ввела эмбарго на грузинский экспорт, выручка тамошних аграриев рухнула в разы. В последние месяцы для них забрезжила надежда вернуться на российский рынок. Но, похоже, рекорд шестилетней давности так и останется непревзойденным. На пути виноделов стал сам Михаил Саакашвили, предлагающий взамен ориентироваться на рынок Соединенных Штатов.
Выходные грузинский президент провел, инспектируя винодельческие хозяйства родной страны. Во время этих разъездов и сограждане, и зарубежные аналитики узнали много нового о том, как глава закавказской республики мыслит стратегию развития отечественного виноделия. Как водится, ничего общего с реальностью его мыслеформы не имеют. Но начал он все же за здравие.
"Виноград, виноградники и вино значат намного больше, чем просто отрасль сельского хозяйства. Это - наша гордость. Поэтому для меня это является широкой темой, чем просто сельское хозяйство. Мы должны много работать для популяризации нашего вина", - отмечал глава грузинского государства. Но на этом вменяемая часть его излияний благополучно пресеклась. Более ничего адекватного окружающим реалиям он за эти дни не произнес. Осматривая строящийся в Кеда "Аджарский дом вина", Саакашвили отметил высокие вкусовые качества тамошних вин, после чего понес полную околесицу.
Читайте также: Третье пришествие абхазского вина
"Интересно, что после установления Россией эмбарго Грузии экспорт наших вин возрос во много раз", - заявил лидер закавказской республики. Как это соотносится с тем, что в прошлом году грузинские крестьяне выручили от экспорта вин меньше 40 миллионов долларов, в то время как в 2005-м - вдвое больше? Разве что после закрытия российского рынка местным виноделам, чтобы хоть как-то свести концы с концами, пришлось реализовывать свою продукцию по совсем уж бросовым ценам. Но на этом нести чушь тбилисский демагог не перестал.
"К счастью, грузинские компании уже преодолели синдром российского рынка и смогли успешно выйти со своей продукцией на рынки других стран, - заявил он. - Мы стабильно осуществляем экспорт на Украину, в Казахстан, мы должны более активно работать на рынках Прибалтики и Польши. Так что, думаю, зависимости от российского рынка практически не существует". Для любого мало-мальски разбирающегося в экономике человека очевидно: рынки Украины и Казахстана по сравнению с российским - это капля в море. И даже вместе с рынками прибалтийских стран и Польши. Видимо, и сам Мишико уразумел эту разительную несопоставимость, поэтому призвал грузинских виноградарей ориентироваться на рынок Соединенных Штатов, который значительно больше российского. Что ж, с этим не поспоришь. Но даже здесь глава грузинского государства умудрился угодить пальцем в небо.