- По законам Армении человека можно объявить в розыск, если его местонахождение неизвестно. Айк Геворкян все это время выполнял свои профессиональные обязанности: был на пресс-конференциях, брал интервью у министров, два раза присутствовал на заседаниях правительства. Каждый день выходили статьи, под которыми стояла его подпись. Наша газета - одна из самых читаемых в Армении, нас все знают, и знают, как связаться с нашим сотрудником. Почему же по армянским законам выходит одним образом, а на практике совершенно иначе? Как говорит полиция, он был объявлен в розыск 23 января этого года. Получается, что Айка искали 10 дней по всей Армении, но совершенно не удосужились прийти или позвонить в редакцию? Такого не бывает, это абсурд.
- Какие материалы послужили причиной ареста Айка Геворкяна?
- По нашему мнению, его преследуют за ряд публикаций о Владимире Гаспаряне, начальнике полиции Армении. Айк как-то взял у Гаспаряна интервью, где тот говорил такие вещи, которые для сотрудника правоохранительных органов просто неприемлемы. Также был ряд публикаций о деятельности армянской полиции после назначения на должность начальника Владимира Гаспаряна. И эти публикации, и по-настоящему интересное интервью, которое взял у Гаспаряна Айк, сделали Гаспаряна скандальной фигурой.
- Наблюдается ли в Армении давление на прессу со стороны властных структур?
- Обстановка со свободой слова в Армении сложная. Я считаю, что у Армении с этим в последнее время большие проблемы. Против целого ряда газет, в том числе и нашей, возбуждаются судебные дела. Сегодня можно четко сказать: в Армении наступают на свободу печатного слова и свободу собственного мнения. Давит эти свободы нынешняя армянская власть. Вся структура нынешней армянской власти больна коррупцией. Для нынешней власти свобода слова - неприемлемая вещь. Слава Богу, что в Армении еще остались смелые и порядочные издания, остались журналисты, которые честно делают свое дело. Один из этих людей - Айк Геворкян.
- Могли ли раньше завести на армянского журналиста подобное дело? Или Айк - это "первая ласточка"?
- До событий, связанных с Айком, я не могу вспомнить похожего случая с кем-либо из армянских журналистов. Не было случаев уголовного преследования изданий и журналистов. Были гражданские иски против газет, некоторые издания были обвинены в клевете или плагиате. Этим изданиям обычно присуждали штраф. Лично я не помню, чтобы возбуждались уголовные дела против журналистов. Тем более такие абсурдные, как дело против Айка Геворкяна.
- Одна из главных тем в Армении - грядущие парламентские выборы. Совпадение ли, что преследование Геворкяна началось сейчас, в преддверии выборов?
- Начавшееся преследование Айка Геворкяна вполне может быть связано с предстоящими выборами. Властям надо, чтобы все информационное поле Армении было под их максимальным контролем. Но я думаю, что клану Саргсянов этого добиться не удастся. В Армении еще есть издания, есть журналисты, которые не боятся объективно освещать реальные события в Армении. Эти издания, эти журналисты будут работать вопреки прессингу, который сейчас оказывает на них власть.
Сценарий выборов, продуманный политтехнологами Республиканской партии Армении, думаю, не состоится так, как его задумали. Не позволит народ Армении. Каков будет дальнейший исход событий после выборов, я не знаю. Но уверен, что не такой, какого добиваются нынешние власти.