Комиссию, которая изучала работу ЦЭЖ, возглавляла другой секретарь Союза журналистов - Лариса Шамикова. В беседе с GTimes она назвала заявления Панфилова пиаром и поинтересовалась, как он собирается отказываться от премии: "Деньгами что ли будет возвращать?" "Я знаю, что Панфилов был директором ЦЭЖа и бросил его, решая свои личные проблемы. Принял грузинское гражданство. Когда он оставлял ЦЭЖ, тогда надо было думать про него. А в данный момент я ЦЭЖ как правозащитную организацию не вижу", - подчеркнула Шамикова.
Она отметила, что мониторинг этой организации свелся к "элементарной переписке из других источников" и ни в какое сравнение не идет с мониторингом Фонда защиты гласности. Второй вид деятельности - проект "Фронтлайн" (показ и обсуждение документальных фильмов на острые социальные темы), в котором главную роль играют британские партнеры, предоставляющие киноленты. "Третий проект у них - "ОАЗИС": электронное издание для республик средней Азии о жизни республик средней Азии. Скажите, какое это имеет отношение к правозащитной деятельности в России? Вся проблема в том, что там стопроцентная имитация деятельности", - считает Шамикова.
На вопрос о будущем Центра, который покидает весь коллектив, собеседница нашего издания ответила: "Четыре человека - это я не знаю, что за коллектив. Вот Союз журналистов насчитывает около 100 тысяч журналистов по всей России. Все эти люди в большинстве своем занимаются правозащитной деятельностью, собирая и распространяя для общества информацию. И как же уход четырех человек может отразиться на всей правозащитной деятельности? Кто это заметит?"
Комментируя конфликт в своем блоге, Олег Панфилов намекнул и на финансовые причины смены руководства. Мол, Ажгихина и глава СЖ Всеволод Богданов постоянно требовали "своей доли" в иностранных грантах ЦЭЖ. Это обвинение Ларису Шамикову явно позабавило: "А там есть эти гранты? Чем делиться-то? Все проекты у ЦЭЖ закончились в 2011 году. А у Союза журналистов большая международная деятельность, и если кто-то хочет спонсировать деятельность журналистов России, поверьте, они не будут делать это через ЦЭЖ, который является, на мой взгляд, просто фиктивным".
Но несмотря на то что у учредителя Центра - Союза Журналистов - были вполне понятные причины сменить руководство, не все в Правлении были согласны с решением большинства. Экс-секретарь СЖ и экс-директор ЦЭЖ, сменивший когда-то на этом посту Панфилова, Михаил Федотов, был против назначения Михаила Мельникова и в знак протеста покинул правление. В комментарии GTimes он выразил беспокойство по поводу будущего ЦЭЖ. "Я считаю, что те решения, которые правление принимало по этим вопросам, ведут просто к уничтожению Центра", - подчеркнул Федотов. Он пояснил, что прекрасно знает Мельникова, так как работал с ним, и понимает, "что человек с его характером может вызывать раздражение в коллективе". "Человека, который писал жалобы в различные инстанции, указывая, что Центр работает неправильно, такого человека ставить директором Центра - значит, специально создавать ситуацию конфликта. Если поставить перед собой задачу уничтожить Центр - то, наверно, это самый лучший способ, но уж больно изуверский", - отметил наш собеседник.
Как председатель Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Михаил Федотов пытается "что-то сделать для спасения Центра". Но пока ничего не получается, потому что "мы не можем навязывать правлению свою волю". Впрочем, он не считает, что увольнение коллектива станет большой потерей для российского медиа-пространства. "Я думаю, что ничего принципиально не изменится. Просто те люди, которые сегодня делают свою работу под флагом Центра экстремальной журналистики, продолжат эту же работу, но под другим флагом".