Экс-спикер парламента, лидер оппозиционной партии «Демократическое движение - Единая Грузия» Нино Бурджанадзе заявила в интервью тбилисской газете «Все новости», что 7 августа 2008 года в телефонном разговоре с ней президент Михаил Саакашвили сообщил, что «отдал приказ бомбить Цхинвали». «Я предупредила его о катастрофических последствиях», - сказала Бурджанадзе. По ее словам, Саакашвили надеялся за день взять Цхинвал. Нино Бурджанадзе отметила, что «Саакашвили неадекватно относился к России», а в окружении грузинского лидера ему давали «неоправданные советы». «Президента убеждали, что Россия не вмешается в конфликт, а если вмешается, то проиграет».
Не мудрено, что сегодняшняя реакция мировой общественности на события годовой давности на Кавказе кардинально отличается от тех дней, когда пиар-атака Саакашвили против России оказалась успешной. Разыграв тогда карту русофобии, он добился сочувствия по всему миру. Однако, за год, прошедший с начала войны, мнения изменились. И если раньше никто не ставил под сомнение агрессивность Саакашвили в частных беседах, то теперь осторожные высказывания прорываются уже и на официальном уровне, в том числе, в прессе.
Позицию России в августовском вооруженном конфликте в Южной Осетии спустя почти ровно год после его начала СМИ Германии стали оценивать более объективно, считает немецкий политолог - руководитель программ «Россия/Евразия» Немецкого общества внешней политики Александр Рар.
«После того, как при помощи дипломатов ОБСЕ провела независимое расследование, все стало на свои места», - сказал он. Что касается освещения конфликта в немецкой прессе, то и тут наблюдаются значительные перемены. «Было много материалов в немецкой прессе, которая, в принципе достаточно самокритично оценила свою роль в описании конфликта в самом начале», - отметил Александр Рар. Если раньше немецкие издания рассматривали конфликт исключительно с одной точки зрения - «большая злая Россия напала на Грузию», то теперь ситуация изменилась.
Однако, Михаил Саакашвили, который решает проблемы своей страны с помощью громких слов, вновь заявляет в интервью ВВС: «Я никогда не откажусь от выполнения своих задач, даже столь безнадежной, как защита страны от разрушения и экономического гнета. Должны ли мы были сопротивляться? Должны ли мы сопротивляться, если они пойдут на нас опять? Да, мы будем сопротивляться. Но это кошмарный сценарий»
Подобные заявления, направленные на то, чтобы вызвать поддержку определенных кругов Запада и на раскручивание антироссийской истерии внутри страны, свидетельствуют о том, что Саакашвили по-прежнему не разочарован итогами Пятидневной войны. Он все еще настроен на реванш.