В 2008 году латвийский эксперт по миграции Илмар Межс сказал: "С начала кризиса в 2008 году в Латвии происходит падение рождаемости. Латвия ежегодно теряет десять тысяч жителей, не считая тех, кто эмигрировал". Спасением от демографической катастрофы Межс назвал мигрантов из других стран. "Пусть приезжают грузины, армяне, русские, молдаване, китайцы", - сказал он. Насчет грузин латвийский эксперт практически напророчил. На протяжении последних лет число грузинских мигрантов в Латвии растет день ото дня. Но долго они здесь не задерживаются.
"В Латвию едут в основном мигранты с постсоветского пространства. У этой страны - достаточно либеральное для ЕС миграционное законодательство. Но маленькая и живущая на дотации Латвия не может быть Меккой для мигрантов, поскольку там нельзя построить перспектив на будущее, - сообщил GTimes Сергей Федоров, старший научный сотрудник Института Европы РАН. - Она для них - транзитный вариант по пути в Великобританию или другую более развитую страну Европы. Латвия - первая страна ЕС, которая идет по пути восточного транзита рабочей миграции в Евросоюз. Грузины попадают туда из России или Белоруссии. Чтобы попасть в эти страны, грузинам не нужна виза", - добавил эксперт.
"Мигранты из Грузии составляют большую часть тех персон, которые обращались к нам за статусом беженца. Почему грузины едут в Латвию? Причины различны. Главная - поиск лучшей жизни в странах ЕС. Грузины приезжают в Латвию целыми семьями, - рассказывает GTimes Светлана Дьячкова, эксперт Латвийского правозащитного центра. - Так как они прибывают в основном с восточной границы Латвии, их помещают в центр для задержанных города Даугавпилса. Пока они там находятся, полиция и правозащитники проверяют их документы, изучают их ходатайства о предоставлении статуса политического беженца. На это время их юридический статус - соискатели политического убежища".
По словам эксперта, изучение дела каждого соискателя, как правило, не занимает много времени. В большинстве случаев запросы грузинских мигрантов на получение статуса беженца оцениваются латвийскими властями как несоответствующие критериям международной политической защиты. "Считается, что нынешняя политическая ситуация в Грузии не является настолько критической, чтобы граждане этой страны претендовали на статус беженцев или на альтернативный международный статус", - рассказала Светлана Дьячкова GTimes.
Семья Зураба Сумхишвили - один из таких случаев. До войны 2008 года Зураб, его жена Русико и двое детей-подростков жили в Горийском районе, в селе Мегврекиси. В августе 2008 года это село оказалось в эпицентре бомбежек. Зураб в это время находился по делам в Латвии. Узнав, что в республике война, отец семейства пошел в миграционную службу с просьбой о перевозе своих родных в Латвию. Латвия, которая позиционировала себя как большой друг Грузии, согласие дала. С октября 2008 года Зураб, его жена Русико и дети, дочь Тамара и сын Бека, проживали в социальном центре "Муцениеки" под Ригой. Дочь поступила в колледж, сын стал учащимся латвийской гимназии.