Полтора года родители ждали ответа из миграционной службы Латвии поповоду предоставления их семье статуса беженцев. Ответ пришел в конце ноября 2009 года. В нем было сказано: "Хотя в буферной зоне (Горийском районе) положение все еще нестабильно и есть случаи провокаций, перестрелок и похищения людей, в целом ситуацию в Грузии можно считать урегулированной. В статусе беженца - отказать. Предложить предъявителю заявления переехать в другой район Грузии". Прочитав ответ миграционной службы, Русико сказала: "В третий раз я не смогу стать беженкой". В первый раз это случилось в 1992 году, когда Русико пришлось бежать из Абхазии.
Так или иначе, латвийские власти по-европейски вежливо показали грузинам на дверь. Перед отъездом Зураб сказал: "Мы стали жертвами большой политики. Думаем, причина отказа как раз в том, что Грузия и Латвия - друзья. В последнее время грузинам нигде не дают убежища, ведь Саакашвили ездит по Европе и всем внушает, что в Грузии уже спокойно", - цитировала слова Зураба латвийская русскоязычная газета "Вести сегодня".
В практике латвийских правозащитных организаций были исключения из правил."В начале 2008 года Латвия предоставила статус беженцев нескольким грузинам из России. Правозащитные органы признали, что в том районе России, где жили эти грузины, им были высказаны угрозы насчет их национальной принадлежности. Власти Латвии посчитали, что эти угрозы являются веской причиной для предоставления этим грузинам статуса беженца, - рассказали GTimes в Латвийском правозащитном центре. - Статус беженца присваивается в Латвии, как и в любой стране ЕС, в рамках Женевской конвенции и директив Европейского союза. Основанием должны служить аргументированное объяснения причин, по которым человеку грозит преследование по причине расовой, социальной, национальной, религиозной принадлежности, политических взглядов", - говорят латвийские правозащитники.
Статус, альтернативный беженцу, Латвия присваивает в том случае, если в стране проживания соискателя имеют место факты грубейшего нарушения прав человека, или же эта страна вовлечена в серьезный вооруженный конфликт. "Альтернативный статус присваивается в Латвии на год, но его можно пролонгировать путем подачи заявки. В Латвии такой статус присваивается, например, гражданам Сирии. Обратно в Сирию из Латвии никого не выдворяют. Насчет Грузии латвийские власти считают, что грузинская ситуация неконфликтная", - говорят специалисты Латвийского правозащитного центра.
"Европейские правозащитные организации в курсе дела насчет того, что в Грузии много кто пострадал от войны 2008 года, что там есть проблемы со свободой слова, но это для Европы - не аргументы. Правозащитные органы также смотрят на то, есть ли у соискателя возможность поселиться в каком-нибудь другом регионе или области. Даже в случае Афганистана европейские правозащитники рассматривают возможность поселения соискателя-афганца, например, в Пакистане. Латвийский правозащитный центр помогает всем обратившимся, в том числе гражданам Грузии. Но сотрудники центра понимают, что случаи грузин, как правило, безнадежны", - резюмирует эксперт Латвийского правозащитного центра Светлана Дьячкова.