Ученый-востоковед Владимир Дегоев в одной из своих статей, посвященных черкесскому вопросу, сказал: "С 1991 года идет процесс утраты Россией своего суверенитета на Северном Кавказе. Повседневные реалии отучают местное население подчиняться федеральным законам, которые воспринимаются не в качестве державообразующего института, а как источник наживы для одних, убытка для других, озлобления для третьих" .
Послевоенная разруха, рост коррупции и чиновничьего беспредела на Северном Кавказе постепенно переориентировали многих кавказцев с Москвы на Тбилиси. Приход к власти в Грузии Михаила Саакашвили только активизировал процесс этой глобальной смены жизненного вектора. Саакашвили показал себя как умелый мастер политического пиара. "Жители Дагестана, КБР, Карачаево-Черкесии ездят в Грузию на отдых. Среди бесплатных телеканалов, которые на Кавказе прилагаются к пакетам кабельного телевидения, есть канал "ПИК", который популярен даже в Северной Осетии", - сказал GTimes эксперт-кавказовед Яна Амелина. По ее словам, жителям Северного Кавказа в Грузии было достаточно того факта, что они там - свои. "В Москве же они слышат "хватит кормить Кавказ", оскорбления в адрес уроженцев Кавказа. Некоторые российские правоохранители давно уже смотрят на кавказцев как на потенциальную наживу", - резюмирует эксперт. Такие тенденции создают внутри кавказских общностей питательную среду для пропаганды, которая польет на кавказские раны любой пригодный бальзам.
Обширность и давность кавказских ран и отсутствие четких методов к их лечению развязали Тбилиси руки в одном из самых сложных и больных вопросов - вопросе геноцида черкесов. Тбилисская стратегия имеет две направленности: отсечь черкесов от России и изолировать Абхазию, сделать центром черкесского мира не Сухум, а Тбилиси. К сожалению, помощь в этом грузинам оказали не их заслуги, а российские и абхазские недоработки.
Читайте также Абхазия - Северный Кавказ:путь закрыт
Многие черкесские лидеры вынуждены констатировать: абхазы, черкесы, абазины уже перестают себя воспринимать как единый организм. Есть абхазы, есть черкесы. Что касается абазин, то их самосознание сейчас находится в поиске себя. Некоторые абазинские организации начали заявлять о том, что абазины - не черкесы, и никогда не были. Для таких заявлений есть много причин: Олимпиада -2014, адыгофобские настроения в Карачаево - Черкесии, сложность этнической ситуации в Абхазии. Что касается Абхазии, то там все зависит от того, поддерживает ли кто -то Анкваба, или нет. Кроме того, во время волны репатриации из Сирии в Абхазии принимали только сирийцев - абхазов. Черкесам САР в абхазском приеме Анкваб отказал. Немалую роль сыграл отказ Анкваба от строительства трассы между Абхазией и Северным Кавказом. Очень многие черкесы воспринимали перспективу этой трассы как надежду черкесского народа. При этом, они понимают, что абхазский лидер пытался обезопасить своим запретом рубежи Абхазии. У абхазской независимости - слишком много врагов, а возможности непризнанной республики крайне ограничены.
Как заметил Давид Дасаниа в интервью GTimes, разница между абхазами и абазинами - только в одной букве. Между абазинами, абхазами и черкесами - ненамного больше. "У нас схожи и язык, и обычаи, и Кодекс. Все попытки разделить нас - нечестная игра со стороны Грузии", - сказал Дасаниа.
Как ни странно, эта игра дает свои плоды. Когда в 2011 году один черкесский ученый из Германии в своем интервью грузинским СМИ сказал, что черкесы и абазины - один народ, который пострадал от России, то за этим последовала серия интернет-войн против абхазов и абхазской государственности. Абхазов стали клеймить "безродными апсуа", противопоставляя им "благородных абазин". Это напомнило о событиях Абхазской войны. В те годы часть жителей Абхазии воевала на стороне Ардзинба, часть - на стороне грузин. Те абхазы, которые воевали за грузин, называли своих противников "апсуа", или "безродными апсуа", а себя - абхазами. Этим абхазам, сторонникам Китовани, нужно было забыть, что апсуа и абхаз - это одно и то же.
.
Александр Ашуров