По-хорошему, тепличный комплекс Ботанического сада следовало бы реконструировать и модернизировать. Но на это, по подсчетам полуторагодовой давности, требовалось около 5,5 миллионов. "Ботанический сад принадлежит Южному федеральному университету, то есть министерству образования России. Оно предоставляет деньги на текущий ремонт, а по смете проект был охарактеризован даже не как капитальный ремонт, а как постройка новой оранжереи. На строительство же деньги не выделяются, потому что это сочтут нецелевой тратой средств", - объяснил Бондарев.
Между тем, по мнению бывшего директора сада, а ныне начальника отдела учебных баз практики университета Александра Водяника, проблема заключается не столько в отсутствии финансов, сколько в отсутствии "видения - как у руководства региона, так и у университета - сути, целей и задач Ростовского ботанического сада". "Сад воспринимается как роща. В лучшем случае раньше его называли "легкими города", одним из элементов системы городских насаждений, - заявил он в комментарии корреспонденту GTimes. - На самом же деле, это многофункциональный комплексный объект, который призван, в соответствии с федеральным законодательством, заниматься массовым экологическим образованием и просвещением. Это направление, за которым стоит экологическая модернизация страны, о чем говорили и президент, и премьер уже много лет".
В последние годы ростовский Ботанический сад приходит в запустение. Оранжерейные растения уже не первый раз страдают от морозов, а остальная территория превращается в дикие заросли. "Коллекции в удручающем состоянии, потому что не хватает ни сотрудников, ни машин, чтобы этим заниматься. Сейчас мы можем провалить весенний сезон, потому что техника не готова, хозяйственная часть запущена", - сетует Папков.
Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области, который вроде бы должен быть озабочен состоянием Ботанического сада, скорее вредит, чем помогает. В прошлом году прокуратура признала не соответствующими закону заказанные комитетом очистные работы на протекающей там речке Темерник. Отходы из речки вываливались прямо на уникальную флору, уничтожив редких растений на десятки миллионов рублей. Кроме того, комитет позволил городским властям перевести сад на федеральной земле в статус памятника природы регионального значения.
"Теперь комитет имеет право распоряжаться этой территорией как угодно", - отмечает Водяник. "160 гектаров в центре города. На эту землю покушаются все, кто может", - добавляет Папков. В прошлом году документы на застройку сада подал даже Федеральный Фонд содействия развитию жилищного строительства, и только общественные протесты перечеркнули эти планы. Но если сейчас сад не спасти от морозов и не дать ему развиваться (а проектов разработано уже немало - экологическая тропа, ландшафтный дизайн, экспозиции, коллекции ароматных растений), он потеряет свою ценность и с легкостью будет отдан под застройку.
Губернатор Ростовской области Василий Голубев заявил на встрече с блогерами, что не может финансировать восстановление Ботанического сада, пока он располагается на федеральной земле. Однако Александр Водяник считает это уловкой, с помощью которой региональные власти хотят прибрать к рукам 160 гектаров живописной местности. Ведь нашли же компромисс в Омске, где местные власти подписали соглашение о совместном использовании Ботанического сада с Министерством природных ресурсов, и финансируют его из двух источников. Или в Иркутске, где Ботаническому саду помогают областные власти. "Так там сейчас 41 градус за окном, а в оранжереях проходят дискуссии, лекции, - говорит Водяник. - Там температура 23 градуса тепла, не то что у нас".