Второе различие - в целях демонстрации военной мощи. «Кавказ-2008» отработал не только антитеррористические задачи. В связи с обострением обстановки в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов тогда, по словам помощника главкома Сухопутных войск России Игоря Конашенкова, военные готовились и к специальным операциям по принуждению к миру. В этом году такая цель вовсе не ставилась. Потому что сейчас нет военного обострения конфликта. Нет ежедневных обстрелов на границе Абхазии и Южной Осетии с Грузией, нет, к счастью, жертв.
В прошлом году противоборствующие стороны конфликта обвиняли друг друга в провокациях, и ни международные наблюдатели, ни российские миротворцы не могли остановить нарастающую агрессивность. В этом году на границах по большому счету тихо. Очевидно, благодаря строжайшему контролю приграничных зон российскими воинскими подразделениями.
Однако некоторые факты показывают, что конфликт все еще тлеет, и при попутном ветре может снова вспыхнуть пожаром. Только уже не в Южной Осетии, на границе с Абхазией. Грузины всю весну и начало лета обвиняли абхазов в диверсиях. То подорвалась патрульная машина в Двани, то железнодорожные пути в Зугдидском районе. Случались и взрывы по другую сторону границы, как 15 мая, когда граната повредила автомобиль с сотрудниками компании Siemens, ведущими ремонтные работы на Ингурской ГЭС. И тогда уже абхазы высказывали претензии в адрес грузинских спецслужб.
Пару недель назад на грузино-абхазской границе якобы с абхазской стороны был обстрелян полицейский пост в приграничном селе Мужава, а кроме того, была взорвана линия электропередач, проходящая через этот населенный пункт. В Службе госбезопасности Абхазии, как сообщало ИА «Новости-Грузия», заявили, что ни российские, ни абхазские пограничники к этому отношения не имеют. Виновники происшествия так и не были обнаружены.
А сегодня грузинские СМИ сообщили, что обстрелян грузинский полицейский пост у моста через реку Ингури со стороны села Чубурдхинджи, Гальского района Абхазии. По их версии, обстрел продолжался в течение пяти минут. Стреляли из автоматического оружия и гранатометов, но никого не ранили и не убили. Уже понятно, кого обвинят грузины, но непонятно, кому это нужно сейчас. Поскольку инцидент пока не подтвердила ни Россия, ни Абхазия, то он может оказаться инсценировкой. Надо же как-то настроить Барака Обаму на более резкие высказывания в адрес России, чем те, которыми он дипломатично описал свою позицию по Грузии на встрече с Дмитрием Медведевым.
И все же эти редкие происшествия нельзя сравнивать с теми сводками, что ежедневно приходили из Южной Осетии в прошлом году.
В качестве народной приметы, которая свидетельствует против возможности войны, предлагаю считать возвращение в Грузию израильской страховой компании «Ашра». Уж кто-кто, а народ этого государства не станет вкладывать деньги в страхование рискованных инвестиций.