Вчера грузинская сторона представила «секретные материалы», которые, по мнению Тбилиси, могут стать доказательством «агрессии» большой России, против маленькой Грузии. Очевидно, презентация «обличительных фактов» в одном из тбилисских отелей должна была стать ответом на заключения Следственного комитета при прокуратуре (СКП) и Генштаба России, заявивших накануне об исчерпывающей информации о подготовке и осуществлении нападения грузинских войск на Цхинвал в августе прошлого года. Но разоблачения «главного врага» Грузии явно не получилось.
Широко анонсированное мероприятие вкупе с обещаниями снять с некоторых материалов гриф «совершенно секретно», без сомнения, привлекло внимание СМИ. «Этот отчет будет служить доказательством полномасштабной агрессии России, - цитирует «Новости-Грузия» госминистра по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили. - Документ является попыткой суммирования всех фактов, которые произошли до войны, в период войны, и после войны». Якобашвили обещал, что в отчет будут включены три сотни документальных, в том числе и видеоматериалов, а досье не будет «просто пересказом событий».
Презентация отчета состоялась в тбилисском отеле Courtyard Marriott при большом скоплении журналистов и дипломатов, пишет газета «Комменрсант». «Секретные материалы» оказались книгой на грузинском и английском языках, в которой приведены распечатки телефонных переговоров российских военных, данные радиоперехватов, а также фотографии, сделанные со спутника.
По всей видимости, наиболее «громких» фактов в книге было два. Первый - это распечатка «телефонного разговора» осетинского пограничника по фамилии Гасиев с его неназванным командиром в столице Южной Осетии. Суть беседы якобы заключалась в обсуждении действий российской танковой колонны, вошедшей в Рокский тоннель еще утром 7 августа. В доказательство грузинская сторона приводит данные, согласно которым в колонне было 150 танков и БТР, оказавшихся на подходах к Цхинвалу «за 20 часов до того, как президент Саакашвили отдал приказ о наступлении». Любопытно, что ничем иным, кроме как распечаткой «разговора», Тбилиси не располагает.
Другим «неопровержимым доказательством» надуманных обвинений в адрес России, стали «данные радиоперехватов», которые приводятся в книге. О них тому же «Коммерсанту» рассказал глава аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили: «Эти радиоперехваты доказывают, что 8 августа на крыше штаба миротворческих сил России стоял осетинский наводчик, который передавал координаты грузинских войск осетинским артиллеристам».
Подобная формулировка звучит как-то неоднозначно, более того, довольно сложна для восприятия. Что этим хотел сказать господин Утиашвили? Что обладающая современным вооружением осетинская артиллерия начала обстрел приграничных грузинских сел? Или, может быть, Южная Осетия во время конфликта незаконно воспользовалась крышей штаба российских миротворцев?