Патриарх Грузии Илия Второй возмущен дезинформацией о расколе внутри Грузинской православной церкви, вызванном законом о статусе религиозных объединений. Этот документ был принят парламентом в рекордно короткие сроки еще летом. Он позволил почти всем общинам присваивать статус юридического лица. Ранее такой привилегией пользовалась только ГПЦ. Свой протест законодателям сразу же выразило и общество, и Священный Синод грузинской церкви. Но те, кто добивался отмены исключительного положения ГПЦ, продолжают снижать ее авторитет.
Что ни скажет грузинский патриарх на проповеди - тут же подхватывают все грузинские СМИ, пересказывают друг другу на улицах, цитируют в госучреждениях. Илия Второй - непререкаемый авторитет. Или, точнее, был таковым.
За последние пару лет, после войны 2008 года, образ грузинского патриарха слегка померк благодаря неустанному труду разрушителей грузинских традиций. Против него заточили перья представители так называемого "Института свободы" - общественной организации, члены которой прошли свои университеты на Западе. Вернувшись, они принесли в Грузию вместе с "революцией роз" и "культурную революцию", поставив целью привить грузинам либеральные ценности. Православная вера, сохранившаяся в республике несмотря на 70 лет советской власти, оказалась существенной помехой при перевоспитании грузин и отлучении их от единоверной России. Поэтому Илию Второго стали спускать с небес.
Патриарха в видеороликах на интернет-сайтах представляли распутником. Его паству провоцировали на драки с богохульниками-писателями, а потом объявляли сумасбродной сектой. Журналисты докапывались до его московского прошлого и называли агентом Кремля. Но самый, пожалуй, сокрушительный удар был нанесен ГПЦ и ее главе в этом году. Парламент Грузии принял, а президент подписал изменения в Гражданский кодекс, благодаря которым теперь все религиозные объединения могут зарегистрироваться в качестве юридических лиц.
Ранее это преимущество было только у Грузинской православной церкви. Это особое положение закреплено специальным соглашением с правительством - Конкордатом, и отражено в Конституции. Пока одна ГПЦ оставалась юридическим лицом, только она имела право оформлять на себя недвижимость. Теперь эта возможность открылась для Армянской апостольской церкви, католических, мусульманских, иудейских, буддийских и прочих конфессий.
Как только законопроект был принят, в грузинском обществе началась истерия против армян, так как всем показалось, что Михаил Саакашвили поддался на уговоры Гарегина II. Тот приезжал в Грузию и поднимал вопрос о нескольких спорных церквях в Тбилиси и Ахалцихе. Во время визита стороны сошлись на том, чтобы у армянских храмов в Грузии был такой же статус, как и у грузинских в Армении. Армянское законодательство допускает существование юридических лиц у любых религиозных организаций. Грузинам в Армении нужно просто подать заявку на регистрацию.