Сегодня одесситы полюбются на саакашвилевскую Грузию глазами картвельских фотографов и сравнят ее с реалиями времен Шеварднадзе. Выставка фоторабот "2000 vs 2011" уже побывала в Киеве и Львове, вызвав противоречивые отзывы. В ней принимают участие признанные грузинские мастера "светописи", портфолио которых богаты лишенными лоска, драматическими снимками. Однако у этой экспозиции слишком прямолинейная задача, и грузинская современность на ней далека от реальности.
Небогатым одесситам, у которых не хватает денег на поездку в Грузию, но достаточно мелочи для похода на выставку, дали возможность взглянуть на эту страну через объектив фотоаппарата. Институт мировой политики при поддержке грузинского посольства возит по самым крупным украинским городам выставку снимков 2000-го и 2011-го годов. Она побывала уже в Киеве и Львове.
По идее, экспозиция из 75 фоторабот должна демонстрировать успехи Михаила Саакашвили по реформированию страны. Почти все фотографии на выставке вывешиваются парами. Развалины рядом с новостройками, ржавые лодки - со сверкающими яхтами. Старые грунтовые дороги заасфальтированы, рассиживавшаяся на бордюре милиция построена в полицейскую шеренгу. Гостиницу "Иверия" переделали в отель Radisson. "Молодец Саакашвили! Рэдисон построил для своего народа. Каждый житель Грузии за месячную зарплату может там один день пожить. Просто зависть берет. Стоимость проживания в отеле составляет $240-700 в день. Средняя зарплата в Грузии - $200 в месяц", - комментируют этот диптих украинцы.
Местами на фото Грузию действительно не узнать. "И чего это грузины к себе не возвращаются, если у них все так хорошо?" - поражаются украинские зрители. Впрочем, на них самих особого впечатления выставка не производит. При том что участвуют в ней, казалось бы, признанные мастера грузинского фотоискусства - Амико Кавтарадзе, Леван Чхатарашвили, Бесо Гулашвили.
Дело, очевидно, в подборе фотокадров. Взять того же Амико Кавтарадзе. Еще три года назад он вызвал трепет в душах киевских газетных критиков серией черно-белых фотопортретов. В них, как писал тогда "КоммерсантЪ", "настроение смиренного отчаяния сквозит отовсюду, им пропитаны обшарпанные стены и разбитые окна, просматривающиеся то тут, то там на портретах". А ведь Кавтарадзе родом из Батуми - самого обласканного инвесторами города Грузии. Что он мог снять в 2011 году для этой выставки "достижений саакашвилевского хозяйства"?
Конечная цель проекта - это даже не прославление кума экс-президента, а, выражаясь словами директора Института мировой политики Алены Гетьманчук, попытка "мобилизовать политические элиты Украины на осуществление реформ".
Идея достаточно бредовая. Стоит сопоставить "лакированные" туристические путеводители по Украине с качественными фотоработами начала 2000-х годов, и покажется, что Незалежная совершила такой же рывок.
Новостройками полны все города, по которым шествует выставка - и Киев, и Львов, и Одесса. Но как в Тбилиси эти наносные западные здания-стекляшки уничтожают теплый тифлисский колорит, так и в украинских городах современная архитектура навсегда разрушает не только облик, но и внутреннюю атмосферу. Один почтенный одесский еврей так сетует по этому поводу: "Одесса хорошеет и строится, еврейская жизнь в Одессе процветает - но свою неповторимость Одесса теряет. Становится усредненным городом. Все реже приходится услышать знакомое: "Из чем вы кушаете фиш, из вилкой или из ложкой?", на которое так приятно ответить "Ой, мне все равно, лишь бы да".