Бесконечный европейский сериал под названием Nabucco не сдает своих позиций. Над диверсификацией поставок энергоресурсов не покладая рук трудятся все заинтересованные стороны. Но если европейцы уже немного охладели к строительству альтернативного газопровода, то транзитные страны продолжают бороться за энергетическую независимость от Российской Федерации. Однако найти консенсус даже между собой оказалось весьма непросто. Турция и Азербайджан проверяют друг друга на прочность, терзая Грузию, оказавшуюся между молотом и наковальней.
Как мы можем убедиться, Соединенные Штаты Америки не зря ведут "освободительные" войны на Ближнем Востоке. Нежелание тратить собственные ресурсы толкает Вашингтон на банальный грабеж в странах с нестабильной политической обстановкой. После того как Россия задумала создание собственной единой европейской газотранспортной системы, затеяв строительство Nord Stream и South Stream, американская администрация быстро смекнула, что еврозона постепенно уходит от враждебной риторики в отношении Москвы.
Это значит, что у Белого дома сразу же возникла острая необходимость диверсифицировать поставки энергоресурсов, сохраняя за собой возможность управлять Восточной Европой, как ему заблагорассудится. Дело за малым - добыть такое количество газа, чтобы с лихвой хватило не только поставщикам для внутреннего потребления, но перепало и ЕС, а также и самим Штатам. Однако если со своими партнерами Турцией и Азербайджаном Америка смогла договориться, а Грузию и вовсе поставить перед свершившимся фактом, то Иран и Ирак стали серьезным препятствием на пути к вожделенному контролю.
Читайте по теме: Тбилисская мечта вылетит в трубу AGRI
И если Тегеран пользуется политикой сдерживания США, форсируя свою ядерную программу, то Ирак под шумок очень быстро скрутили в бараний рог и перекроили существующий там политический строй. Отныне все трубопроводы, проходящие по иракской территории, находятся под контролем Вашингтона, который получает свой процент за "поддержание правопорядка" в практически несуществующем государстве. Но проблема с поставщиками голубого топлива по-прежнему стоит остро. На сегодняшний день только Азербайджан и Туркменистан выразили свое желание присоединиться к газовой "травле" России. Казахстан решил отказаться от сомнительного сотрудничества в пользу транзита через российскую территорию. Зато руководство Nabucco уже утвердило две линии снабжения газопровода топливом - через турецко-грузинскую и турецко-иракскую границы.
Тем не менее, запрягают альтернативный газопровод уже очень долго. И не факт, что потом дело пойдет быстрее. Сейчас европейцы как никогда ждут положительного ответа от Ашхабада, ведь Россия в условиях всеобщего снижения спроса на углеводороды посчитала слишком завышенной цену в триста долларов за транзит тысячи кубометров туркменского газа и сократила его отбор. "Туркменистан, приверженный принципам диверсификации вывода своих энергоносителей на мировые рынки, намерен задействовать имеющиеся возможности для участия в крупных международных проектах - таких, к примеру, как проект "Набукко", - в отместку заявил президент постсоветской республики Гурбангулы Бердымухаммедов.
Читайте также: Азербайджан в газовой петле Nabucco
В условиях, когда иного выхода нет и не предвидится, европейская комиссия намерена считать самым привлекательным способом доставки туркменского газа на европейский рынок строительство трубопровода по дну Каспия. Да только в Туркменистане пока не сооружен внутренний газопровод, по которому топливо с месторождений на востоке страны могло бы поступать в точку соединения с Nabucco.
Очевидно, что стороны заходят в тупик: инвестиций требуется лишком много, а цель - замкнуть Россию не только в ее территориальных границах, но и снизить экономический потенциал - оказывается все сомнительнее и сомнительнее. Кроме того, желание проложить по дну Каспийского моря конструкцию, угрожающую биоразнообразию, может вскоре столкнуть Туркменистан и Азербайджан с Россией и Казахстаном, которые давно образовали прочный конгломерат на постсоветском пространстве и могут спокойно подключить к драке дружественный для них Иран. Ведь территориальные споры за раздел Каспия до сих пор не урегулированы.
Ранее мы писали: Конкурент "Южного потока" уйдет на сторону
Где во всей этой заварухе место Грузии? На самом краю пропасти, которая разверзлась под Тбилиси ровно в тот момент, когда Михаил Саакашвили внезапно решил, что Евросоюз только и ждет, чтобы принять в свои объятия кавказскую республику. Тот факт, что Америка и ЕС просто используют транзитную страну для удовлетворения собственных потребностей и успеха в геополитической игре с Российской Федерацией, до сих пор, к сожалению, остается за гранью понимания лидера Сакартвело. Впрочем, все уже давно привыкли, что грузинское руководство очень любит стремиться к чему-то исключительно мифическому, будь то либеральные реформы или альтернативный газопровод Nabucco.