Максим Гвинджия: Из всех войн можно всегда извлечь уроки, но, к сожалению, никто этого не делает. Вспомнить хотя бы войны в Абхазии и Южной Осетии. Да и уроков Вьетнама и Афганистана мы тоже не видим. Это современная политическая жизнь. Но, пожалуй, главный урок состоит в том, чтобы не воевать и не создавать ситуации, при которых происходят вооруженные конфликты. А сейчас Сенат США снова пытается пересмотреть историю и говорит о какой-то "оккупации" наших республик.
Это правда, что Грузия в 2008 году планировала напасть на Абхазию?
- Да, операция планировалась, об этом знали все. И я об этом всегда говорил. Незадолго до событий в Южной Осетии со стороны Грузии начались провокации и у абхазских границ. Например, те же полеты беспилотников. К нам приезжали многие высокопоставленные западные политики, но когда мы говорили им, что Саакашвили начнет войну, они уверяли нас в обратном. И даже обещали очень жесткую реакцию в случае конфликта. И где же эта реакция сейчас? Ничего нет. Все сводится к тому, что агрессор не наказан, потому что он выступает на стороне определенных сил.
Есть ли перспективы у диалога между Абхазией и Грузией после ухода Саакашвили?
- Естественно, мы всегда выступаем за это. Грузия - наш сосед, и мы понимаем, что должны торговать, дружить.
Как в Абхазии относятся к идее возвращения в регион международных организаций?
- Присутствие международных сил в республике нам не интересно. Во-первых, с экономической точки зрения. У страны, на территории которой находятся какие-то мониторинговые или миротвоческие миссии, сразу понижается инвестиционный рейтинг. Тем более, что ситуация сейчас совсем другая. Да, многие представители международных организаций хотят приехать в Абхазию, но они должны нести ответственность за такие события, которые, например, произошли в 2008 году. Грузия начала войну, множество убитых, люди вынуждены были покинуть свои дома, но ни одна организация, которая присутствовала на Кавказе, не понесла ответственность и даже не выступила с адекватной позицией по этому вопросу. Зачем нам такое присутствие?
Российского присутствия достаточно для того, чтобы те события не повторились?
- Да, присутствия российских военнослужащих, которые охраняют рубежи республики совместно с абхазскими коллегами на основе нашего межгосударственного соглашения с Москвой, вполне достаточно.
Как Вы полагаете, Саакашвили пойдет на подписание "пакта о ненападении" с Цхинвалом и Сухумом?
- Такой перспективы нет. Грузия будет это блокировать, поскольку она вынашивает план военного реванша. Да, к сожалению у меня нет уверенности в том, что Саакашвили не начнет новую войну.
Что Вы хотите пожелать народам Абхазии и Южной Осетии в эти дни?
- Нам нужно сохранить мир во имя памяти всех погибших. Нельзя, чтобы была война.