Она требовала во все той же ультимативной форме «полностью уважать независимость и территориальную целостность Грузии, включая принцип нерушимости ее границ». Также ПАСЕ отметила, что российские контрудары в центральной и западной Грузии и в Абхазии в августе прошлого года, мол, не отвечали принципам пропорциональности и международного права. Надо думать, что себя Ассамблея возвела в ранг мерила «пропорциональности» и единственного и непогрешимого толкователя международного кодекса.
Налицо политика «двойных стандартов» среди делегатов Парламентской Ассамблеи, которые совсем по иному обсуждали ситуацию в Косово или имели «особый взгляд» на грузинскую агрессию в Южной Осетии.
Впрочем, не стоит упускать из вида одну деталь. Секретариат ПАСЕ и другие ее структуры, действующие на постоянной основе, финансируются за счет взносов стран, входящих в Ассамблею. И одним из самых крупных плательщиков является Россия. Поэтому еврочиновники из ПАСЕ с тревогой ожидают дальнейшего развития событий. Никому не хочется терять пригретого местечка в Страсбурге.
Чем грозит России потеря голоса в ПАСЕ? Да, ничем по большому счету. Парламентская ассамблея - консультативный орган, состоящий из представителей парламентов всех государств-членов. И вычеркнуть Россию из европейского сотрудничества в экономической, политической и культурной сферах он не в состоянии. Если бы Россия решила окончательно выйти из состава ПАСЕ, то некоторые ее граждане лишь утратили бы возможность обращаться в Европейский суд по правам человека. Но хочется задать вопрос: а много ли грузинских граждан отстаивают в Страсбурге свои права, которые грубо нарушаются режимом Саакашвили? О чем вопиет и оппозиция и официальный Народный защитник (омбудсмен).
ПАСЕ следует помнить, что Россия огромная евразийская держава и держать ее в изоляции от остальной Европы, идя на поводу истерии официального Тбилиси, просто неразумно. Политолог Алексей Макаркин полагает, что дальнейшее развитие отношений Россия-ПАСЕ прежде всего зависит от Европы. «Если будут серьезные претензии в отношении России, то приостановка отношений возможна. И то, что Россия выйдет из ПАСЕ или хотя бы приостановит отношения, будет для Европы одной из достаточно серьезных угроз. Потому что Россия - страна большая и с их точки зрения трудно предсказуемая. А Россия использует этот аргумент».
Депутат Госдумы, член российской делегации в ПАСЕ Дмитрий Вяткин ожидает «очередного напряженного и эмоционального обсуждения темы грузино-югоосетинского конфликта». Результатом этой дискуссии могут стать два решения. «Радикальное», предполагающее возможность пересмотра полномочий российской делегации в ПАСЕ, и «компромиссное» исключающее принятие радикальных инициатив ПАСЕ, и нацеленное на продолжение диалога. На сегодня Дмитрий Вяткин «в равной степени» не исключает как одного, так и другого развития событий на осенней сессии.
Пойдет ли парламентская Европа на поводу у грузинской делегации и ее союзников в ПАСЕ сказать сложно. Но с определенностью можно утверждать только одно: свою позицию в отношении Абхазии и Южной Осетии Москва менять не станет ни при каком развитии событий на осенней Ассамблее. И это факт непреложный. Так что страсбургским бюрократам от ПАСЕ есть о чем задуматься.