Заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и посол Ирана Махмуд Реза Саджади договорились о восстановлении военно-технического сотрудничества. Об этом сообщил на пресс-конференции в Москве иранский посол. Дмитрий Рогозин в ответ на это сказал, что обсуждал вопросы военно-технического сотрудничества, но без принятия каких-либо конкретных решений.
Накануне заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы ВПК, провел в Москве встречу с послом Ирана Махмудом Резу Саджади. При этом в секретариате Рогозина сообщили, что встреча проходила в закрытом режиме.
"Мы с ним обсудили вопросы ПРО. Стороны заявили о своем согласии восстановить военно-техническое сотрудничество между Ираном и Россией в рамках международных правил и законов", - указал посол.
По словам главы иранского диппредставительства, переговоры прошли за закрытыми дверями, а "причина заключается в том, что мы не привыкли к тому, что когда идет совещание, чтобы дверь была открытой". "Никаких секретных переговоров там не было", - добавил посол, передает РИА Новости.
Дмитрий Рогозин, находившийся вчера с рабочей поездкой в Новосибирске, в ответ на это сказал, что обсуждал вопросы военно-технического сотрудничества, но без принятия каких-либо решений, в частности, обсуждалась чувствительная ситуация с подачей Ираном иска в арбитраж Парижской торговой палаты в связи с отказом России исполнить контракт на поставку зенитно-ракетных комплексов С-300ПМУ-2. Эта ситуация, по словам Рогозина, не должна сказаться на военно-техническом сотрудничестве с Ираном: большая часть номенклатуры российских поставок не подпадает под объявленные летом 2010 года Совбезом ООН санкции.
"Есть проблема, связанная с тем, что Исламская республика Иран не согласилась с этим решением и подала в Международный арбитражный суд иск против России", - пояснил Рогозин.
По его словам, на встрече с послом Ирана обсуждалась, в том числе, эта ситуация, и было выражено согласие, что "такого рода события не должны сказываться на всем остальном нашем военно-техническом сотрудничестве с Ираном".
Рогозин подчеркнул, что основная номенклатура российской продукции военно-технического назначения, "никоим образом не подпадает под ограничения, установленные на международном уровне".
Как сообщил в ноябре прошлого года глава Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ Михаил Дмитриев, Россия продолжает военно-техническое сотрудничество с Ираном в той части, которая не попадает под резолюцию Совбеза ООН, принятую в июне 2010 года. Это четвертая резолюция, принятая Совбезом из-за нежелания Тегерана выполнять международные требования и прояснить ряд вопросов по иранской ядерной программе, в том числе по ее предполагаемой военной составляющей.
В рамках выполнения этой резолюции указом президента России Дмитрия Медведева запрещена передача Ирану зенитных комплексов С-300, бронетехники, боевых самолетов, вертолетов и кораблей.
Поставки в Иран не подпадающих под санкции российских вооружений продолжаются, но их номенклатура не раскрывается, говорит представитель "Рособоронэкспорта". В прошлом году замдиректора Федеральной службы по ВТС Константин Бирюлин заявил, что в Иран поставлен комплекс радиотехнической разведки "Автобаза". По словам менеджера одного из предприятий оборонной промышленности, российские поставки ограничиваются средствами для модернизации ранее поставленных средств ПВО, радиоэлектронной борьбы и разведки вроде "Автобазы".
И после того, как Медведев покинет пост президента, его решение об отказе в поставках С-300 Ирану вряд ли будет пересмотрено, поскольку отношения России и США вряд ли упадут до такого уровня, чтобы Москва решила взять свои добровольные обязательства обратно, считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. Но даже если это решение и будет принято, оно уже запоздало: военная операция Запада против Ирана состоится раньше, полагает эксперт, пишет газета "Ведомости".
Между тем, как заявил Саджади, Иран полностью исключает нанесение упреждающего удара по странам, представляющим угрозу для его национальной безопасности. "Наша политика не предусматривает никакого упреждающего удара", - сказал он.
Посол также полностью исключил возможность использования Ираном ядерного оружия в случае возможного конфликта в будущем. "Ядерная программа Ирана носит мирный характер. Ядерное оружие в оборонительной доктрине Ирана места не имеет. Ее основа - народное сопротивление", - подчеркнул он.
При этом дипломат выразил уверенность, что Тегеран сможет противостоять потенциальной агрессии. "Вопрос возможного нанесения удара по Ирану обсуждался несколько раз, дважды даже назывались "точные даты" нападения. Но хочу сказать, что американцы хорошо знают нашу страну, сплоченность ее народа, ее потенциал. Нападение на Иран будет для них самоубийством", - сказал посол, сообщает РБК.