Менее крупные города задолжали "Дагэнергосбыту" поменьше, но тоже солидные суммы: "Кизилюртэнергосбыт" - 120 миллионов рублей, "Кизлярэнергосбыт" - более 97 миллионов рублей по данным на первое января этого года. Куда руководство муниципальных предприятий, обычно кровно связанное с местной властью, выводит денежные средства, следовало бы выяснить прокуратуре. Хотя нельзя не признать, что часть доходов теряется в результате банальных хищений. Потери электричества составляют до 50 процентов - это при норме 8 процентов.
Куда исчезает электричество, известно всем, включая недавно отставленного министра энергетики Сергея Шматко. Как-то на совещании в СКФО Хлопонин рассказал ему, что в некоторых субъектах округа "зарегистрировано 20 предприятий, а работает 120", вот, мол, куда девается электричество. "Воруют", - оценил ситуацию министр. А сделать ничего не смог.
Экс-глава МРСК-СК Магомед Каитов сетовал, что в Чечне долги стали нарастать с 2009 года, после того, как она создала свои сбытовые компании. В свете вышесказанного, вполне может быть и так. С другой стороны, при всем беспределе в нижних слоях сбыта, и сам Каитов был грешен, за что в прошлом году поплатился должностью. Несмотря на законодательный запрет совмещать функции по распределению и купле-продаже электроэнергии, он подмял под себя весь сбыт, какой только смог, став, по сути, местным монополистом.
Читайте также: Чечня выходит на новый курс?
Каитова персонально разоблачал на одном из совещаний по энергетике тогда еще кандидат в президенты Владимир Путин. Он так и сказал, что энергетическая система Северо-Кавказского региона "целиком практически контролируется семьей господина Каитова". "Потребители проводят оплату за поставленную электроэнергию на счета аффилированной компании, которая выступает агентом энергетических сбытовых компаний. Далее часть средств обналичивается через фирмы-однодневки и присваивается членами семьи", - объяснил схему обогащения Владимир Путин.
Но вот полгода, как клан Магомеда Каитова не у дел, а ситуация к лучшему не меняется.
Сам Каитов ставил воссоединение разваленного Анатолием Чубайсом себе в заслугу. Только так, по его мнению, и можно было приглушить проблему долгов. А она лежала изначально не только в социально-экономическом положении, но и в менталитете жителей кавказских республик. "Электроэнергию потребители воспринимали как воздух или солнце, за которые платить не нужно, - рассказывал тогда еще глава МРСК-СК в одном из интервью. - В некоторых селах, аулах люди не видели "живых" денег десять лет, жили очень бедно. Иждивенческие настроения культивировали и юридические лица. Они всячески уклонялись от оплаты труда энергетиков. Мы встречались со старейшинами, муллами, городскими и сельскими жителями. Объясняли, что за электроэнергию нужно платить, как и за любой другой товар".
Отключениями и судебными исками часть кавказских потребителей воспитать-таки удалось. Но их деньги проедают посредники. Часть наловчилась воровать электричество незаметно. А кто платит в конечном итоге? Добросовестные граждане, тарифы для которых растут, восполняя компаниям убытки от воровства и просрочек.