Взамен, как пояснял журналистам при подписании международного соглашения замгендиректора КСК по международному сотрудничеству Ислам Назаралиев, правительство даст госгарантии возврата вложений и построит необходимую инфраструктуру. Госгарантии, понятно, оплатим мы с вами - российские налогоплательщики.
Читайте также: Хватит греть и освещать Кавказ?
Помимо экологически чистых ветряных и солнечных электростанций, корейцы должны возвести пять угольных. Но при этом они обещают обеспечить сжигание угля на 90 процентов с минимальными выбросами в атмосферу, используя современные установки по секвестрации углекислого газа. Правда, по данным Государственной лаборатории энергетических технологий, секвестрация, то есть выделение из выбросов двуокиси углерода и закачивание ее в подземные хранилища, увеличивает себестоимость электроэнергии на 30-100 процентов. Кроме того, на четверть возрастает расход угля, а значит, возрастает нагрузка на угольные шахты. Так что экологам планы "Курортов Северного Кавказа" не нравятся, хотя компания старается не расшифровывать, что означают в ее понимании "электростанции на углеводородном топливе".
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает идею строительства угольных электростанций для туристического кластера неудачной, а возведение солнечных и ветровых станций слишком дорогим, ибо "возвращать инвестиции энергетика может только из одного источника - из кармана потребителей".
"Для того чтобы энергетика была интересной в любом регионе, она должна быть относительно дешевой. Можно, конечно, строить солнечные электростанции, микроГЭСы, ветрячки, но надо понимать, что вся эта энергетика значительно дороже, чем текущая углеводородная энергетика. Поэтому надо выбирать самые дешевые проекты, - заявил эксперт в комментарии корреспонденту GTimes. - Второе - это экологичность проектов, раз мы говорим о рекреационных зонах. Явно ничего крупного там не надо будет строить, потому что любые крупные сооружения в части экологии неблагоприятны. Массивные ГЭС в любом случае меняют региональный климат. Крупные угольные блоки сказываются не лучшим образом на экологии, а микроугольных я что-то не видел. Так что, скорее всего, это будет распределенная регенерация, но какое топливо при этом будет использоваться - это вопрос не только экологии, но и экономии, потому что все это будут оплачивать потребители, и вряд ли они будут оплачивать какой-то хай-тек по безумным ценам, хоть он и будет экологически чистым. Когда политики заявляют о таких проектах, никто смету не считает, все рассчитывают, что финансирование свалится из федерального бюджета, как манна небесная, и эти деньги быстренько освоят".
Существующие на Северном Кавказе энергетические компании работают в убыток, так как государство регулирует тарифы и для населения, и для промышленности, чтобы поддерживать социально-экономический баланс. Почему же корейцы заинтересовались северокавказским туркластером? Пикин полагает, что это предложение поступило к ним в нагрузку с каким-то более привлекательным проектом. Как писали СМИ, их больше волнует участие в дальневосточной энергетике.
Ну а для экологии Северного Кавказа корейские технологии могут стать спасением, так как Южная Корея активно развивает энергетику возобновляемых источников и обладает передовыми технологиями в этой сфере. А благоприятная окружающая среда дорогого стоит.