Особенно остро стоит и энергетический вопрос. Азербайджан не раз говорил о своей заинтересованности в проекте Nabucco, а так как после запуска маршрута "Баку-Тбилиси-Джейхан" экспорт азербайджанской нефти через российскую территорию существенно сократился, то можно предположить, что Москву энергетическое сотрудничество с этой республикой интересует не в последнюю очередь. Азербайджанское руководство же очень внимательно следит за национальными настроениями в России, хотя вопрос занятости в кавказской республике решается в основном за счет миграции в РФ.
В 2008 году влияние России в Азербайджане слегка уменьшилось, поскольку агрессивная западная политика в условиях грузино-югоосетинского конфликта стала проникать во все уголки региона. Хотя надо признать, что Ильхам Алиев, несмотря на теплые отношения с Соединенными Штатами Америки, никогда не переходит грань и не делает того, что способно разозлить Москву. Фактор Нагорного Карабаха остается ключевой проблемой для Баку, и он все-таки надеется, что Кремль поможет ему разрешить этот конфликт в азербайджанскую пользу.
Читайте по теме: Единому Кавказу мешает один человек
Поскольку Армения, как и Азербайджан, является стратегическим партнером России, да к тому же рассматривается как основной союзник в регионе по ОДКБ, проблема окончательного замораживания карабахского конфликта все-таки остается. В этом свете создание представительств "Политологического центра" во всех трех республиках Южного Кавказа могло бы способствовать объединению стран в противодействии западной экспансии. Развитию многосторонних отношений не в последнюю очередь способствовало и соглашение между Москвой и Баку на закупку азербайджанского газа, что безусловно повлияло на политический контекст связей.
Впрочем, белым пятном на геополитической карте региона до сих пор остается Грузия, которая позиционирует себя как ярый антагонист России, и в отличие от Азербайджана она уже давно полностью перешла под контроль западных структур. Несмотря на то что грузинские эксперты не раз высказывались за сближение Москвы и Тбилиси, налаживание связей серьезно тормозит действующий президент Михаил Саакашвили. Поэтому совместные усилия экспертного сообщества во всех трех кавказских республиках могут помочь Кремлю использовать пока не слишком задействованный инструмент влияния, так называемую "мягкую силу", через общество, связанное с РФ культурно и ментально, которое способно говорить с российской элитой на одном языке.