Новый законопроект готовится в кулуарах здания на Руставели. Вызовы таких чрезвычайных служб, как пожарные, скорая, аварийная и полицейский патруль, станут платными. Об этом накануне на брифинге заявила Тинатин Хидашели - член Республиканской партии Грузии.
В самом деле, почему врачи, огнеборцы и полиция должны разъезжать по клиентам за государственный счет - оно что, Михаилу Саакашвили надо? Нет, народу. Так вот пусть он и раскошеливается.
За последний год система вызова экстренных служб в Грузии реформируется уже в третий раз. Сначала скорую помощь и пожарных воссоединили под номером с 911, по американскому образцу. Потом решили все-таки скорую помощь отделить. Теперь же готовится законопроект, по которому скорая помощь, спасатели, чрезвычайная и пожарная службы будут отвечать по номеру 112, находящемуся в ведении Министерства внутренних дел.
Но самая неприятная новость заключается в том, что звонки будут платными. Об этом накануне заявила член Республиканской партии Тинатин Хидашели.
МВД проявило жалость, и плата за вызов будет не слишком обременительна - 20 тетри (менее 10 центов) для физических лиц и 50 тетри - для юридических. За звонки с мобильного платить придется больше, как и в случае, если пациент будет злоупотреблять вызовами 112.
"Мне совершенно непонятно, почему врачи скорой помощи становятся полицейскими, и почему вышеупомянутые сервисы должны быть платными. Министерство внутренних дел обязано представить полную информацию, какую финансовую прибыль оно собирается получить после включения номера 112, и на сколько миллионов лари обеднеет население", - отметила Тинатин Хидашели. По ее подсчетам, ведомство нагреет руки на 10 миллионов лари в год (около 7 миллионов долларов).
Горячие линии пожарных, скорой, полиции работают бесплатно во всех нормальных странах. Представим ситуацию, что человек заметил, как горит дом у соседа. Станет ли он теперь звонить пожарным, если ему придется за это платить? И кто из случайно оказавшихся рядом пешеходов расщедрится и вызовет неотложку, если прохожему на улице стало плохо? Брать деньги за звонок, когда у людей беда и нужна помощь государственных служб, - это просто аморально, даже если платить придется не очень много.
Когда началась чехарда с номерами экстренных служб, никто и не предполагал, что правительство выкинет такой невеселый фокус. Об изменении формата номеров с 0Х(Х) на 1ХХ(ХХХ) всех предупредили, но информация о том, что все службы войдут в "юридическое лицо публичного права" от МВД, не афишируется. Хотя вопрос "Зачем на лишние реорганизации тратятся деньги?" уже заинтересовал столичную оппозицию. В августе, когда власти объявили о разъединении 911 и 033 (спасателей и скорой), председатель комиссии по здравоохранению и социальным вопросам сакребуло Тбилиси от партии "Свободные демократы" Виктор Долидзе интересовался об этом у мэрии. Ответа он так и не получил.
Зато глава городской службы социального обслуживания и культуры Мамуки Кацарава презентовал Долидзе и другим оппозиционерам новую, экономную модель отношений скорой помощи с пациентами. По мнению властей, тбилисцы слишком часто вызывали врачей просто так, например, с похмелья. Теперь их этого удовольствия лишили, сэкономив рабочие часы бригад и горючее автомобилей с красным крестом. Прежде чем диспетчер принимает вызов, он со слов пациента заполняет анкету с подробными данными о состоянии здоровья, а потом уже решает - давать добро на выезд врача или нет.
Кстати, практику анкетирования ждущих неотложку придумали не в Грузии. Саакашвили перенял ее у латвийцев. Там тоже, прежде чем отправить врача по вызову, долго и нудно выспрашивают: а что больной кушал, чем запивал, как спал, болел ли раньше и тому подобное. Если диспетчер сочтет, что человек на проводе просто пьян или психически неуравновешен, врач к нему все-таки поедет, но за такой необоснованный вызов придется платить от 48 до 118 евро. В Грузии до этого способа зарабатывания денег на "ложной тревоге" пока не додумались.
Зато в Латвии с по-настоящему больных денег не берут, а в Грузии всем без исключения придется платить по 20 тетри. В принципе, сейчас бесплатны только приезд и первая помощь врача на дому. Если же скорая госпитализирует пациента, ему придется потратиться в соответствии с расценками конкретного медицинского учреждения. Государственных больниц в Грузии почти не осталось, поэтому тяжело больным людям приходится иногда даже продавать имущество, чтобы пройти курс лечения или сделать операцию в частной клинике.
Как ранее заявлял GeorgiaTimes лейборист Каха Дзагания, "чтобы остаться в стационаре со своими лекарствами в государственном учреждении на один день, необходимо заплатить три месячных пенсии - триста лари. Кто это может себе позволить? Практически никто, поэтому люди обречены умирать по домам".
Ура-патриоты считают, что реформа медицины в Грузии удалась, так как стали появляться новые здания больниц, оснащенные современной аппаратурой. Появились и страховые компании, которые берут на себя риски проблем со здоровьем. Есть даже платная скорая помощь, которая не задает лишних вопросов и не медлит. Однако пользоваться этими благами цивилизации может лишь элита.
Скоро, похоже, такой же привилегией для избранных грузин станет помощь спасателей, пожарных и полиции.